[реклама вместо картинки]

© ДВИЖЕНИЕ ''ЕДИНСТВО ВО МНОЖЕСТВЕ''

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Суфийские притчи

Сообщений 61 страница 90 из 149

61

http://i064.radikal.ru/1103/44/2506988e38b2.jpg

ТРИ ТИПА  ЧЕЛОВЕКА

Однажды Акбару из соседнего государства прислали три совершенно одинаковых золотых фигурки. В сопроводительном письме говорилось, что каждая из них имеет свое значение и ценность.

Акбар представил их своим придворным, требуя определить различия.

Придворные мужи взвешивали их, замеряли длину, проверяли пробу золота, но никаких внешних и внутренних отличий не было найдено.

Люди, осмотревшие эти фигурки, только разводили руками, признавая свою беспомощность.

Лишь Бирбал еще не сдавался. Обнаружив в ушах маленькие отверстия, он просунул в них тоненькую золотую проволочку и определил, что у первой фигурки конец проволочки вышел из второго уха, у второй - изо рта, а у третьей - через пупок.

Подумав немного, он сказал:

- Ваше Величество, я думаю, что решение загадки найдено. Первая фигурка похожа на людей, у которых в одно ухо влетает, а в другое вылетает. Вторая фигурка напоминает человека, который едва дослушав какую-нибудь новость, спешит рассказать ее другим, не утруждая себя подумать. Третья же фигурка во многом схожа с теми, кто запоминает услышанное и старается пропустить это через свое собственное сердце. Эта фигурка наиболее ценная из трех.

62

http://s004.radikal.ru/i206/1103/3d/2456b9e4b2f0.jpg

ПТИЦА И ЯЙЦО

--------------------------------------------------------------------------------

           Жила-была птица, которая не умела летать. Подобно бескрылым созданиям, она ходила по земле – хотя и знала, что некоторые птицы летают.
           Однажды в ее гнездо случайно попало яйцо летающей птицы, и она высидела его вместе со своими яйцами.
           Вылупившийся птенец стал расти и развиваться, но присущая ему способность летать никак не проявлялась.
           Иногда он спрашивал свою приемную мать: "Когда же я полечу?" И птица, привязанная к земле, отвечала: "Чтобы взлететь, ты должен быть настойчив в своем стремлении, как все птицы".
           Она ведь не умела преподать оперившемуся птенцу урок полета; она даже не знала, как вытолкнуть его из гнезда, чтобы он мог убедиться в своих силах.
           Странно, но птенец не замечал этого; чувство благодарности к приемной матери не позволяло ему осознать свое положение.
           – Если бы не она, – рассуждал он сам с собой, – я до сих пор оставался бы в яйце.
           А иногда он говорил себе так:
           – Тот, кому я обязан своим появлением на свет, конечно, научит меня летать. Это только вопрос времени или, возможно, все зависит от моих собственных усилий; а может быть, для этого надо обладать какой-то высшей мудростью – других причин не существует. В один прекрасный день птица, которая привела меня к моему теперешнему состоянию, поднимет меня на следующую ступень.

--------------------------------------------------------------------------------
*  Эта сказка в том или ином виде появляется в различных вариантах "Авариф ал-Наариф" – произведения Сухраварди, написанного в ХII веке.
*  Сказка несет в себе много значений. Говорят, что ученик может истолковать ее интуитивно, соответственно тому уровню сознания, которого он достиг. На обычном, поверхностном уровне она, несомненно, представляет собой историю поучительного характера, иллюстрирующую, помимо всего прочего, саму подоплеку современной цивилизации. В связи с этим в ней необходимо выделить две идеи.
*  Первая идея: предположение, что одно обязательно вытекает из другого, может оказаться абсурдным и помешать дальнейшему прогрессу.
*  Вторая: если человек может справиться с какой-нибудь одной задачей, это еще не значит, что он может справиться и с другой тоже.

63

http://s45.radikal.ru/i109/1103/61/d16447e90346.jpg                                       http://s010.radikal.ru/i311/1103/fe/b9ca86376229.jpg

Идрис ШАХ.   СКАЗКИ ДЕРВИШЕЙ

ЗМЕЯ И ПАВЛИН

--------------------------------------------------------------------------------

           Однажды юноша по имени Ади, прозванный вычислителем, потому что он изучал математику, решил покинуть Бухару и отправиться на поиски великого знания. Его учитель посоветовал ему идти на юг и сказал при этом:
           – Узнай значение павлина и змеи.
           Над этими словами и размышлял юный Ади в дороге.
           Путь его лежал в Ирак через Хорасан. Достигнув конца дороги, он в самом деле увидел змею и павлина, которые о чем-то беседовали. Ади приблизился к ним и спросил, о чем они говорят.
           – Мы сравниваем наши достоинства, – ответили они.
           – Продолжайте, прошу вас, – сказал Ади, – это как раз то, что меня чрезвычайно интересует.
           – Я думаю, что я гораздо важнее змеи, – начал павлин. – Я олицетворяю вдохновение, устремленность к небесам, к вечной красоте, другими словами – высшее знание. Мое предназначение – напомнить человеку о его собственных, известных ему качествах.
           – Я, – прошипела змея, – олицетворяю собой то же самое. Подобно человеку, я привязана к земле. Этим я напоминаю человеку его самого. Я такая же гибкая, как он, потому что ползаю по земле, извиваясь. Человек об этом часто забывает. По преданию я – страж подземных сокровищ.
           – Но ты вызываешь отвращение! – воскликнул павлин. – Ты лукава, скрытна, ядовита.
           – Ты перечисляешь мои человеческие черты, – ответила змея, – между тем как я хочу указать на мое назначение, которое только что описала. Но взгляни на себя самого. Ты тщеславен, отвратительно толст и у тебя противный голос; ноги твои непомерно велики, а перья слишком длинны.
           Тут Ади вмешался в беседу.
           – Наблюдая ваш спор, я понял, что ни один из вас не прав полностью. И все же вы можете ясно увидеть, если отбросите ваши личные предубеждения, что вместе вы являетесь поучительным примером для человечества.
           И Ади объяснил им, в чем их назначение, а они его молчаливо слушали.
           – Человек привязан к земле, как змея, и у него есть возможность подняться ввысь, подобно птице. Но, имея в себе что-то от жадной змеи, он остается эгоистичным даже в этом высоком стремлении и оказывается похожим на надутого гордостью павлина. В павлине мы видим большие возможности человека, которые так и не смогли развиться правильно. Сверкающая чешуя змеи говорит о возможности красоты, в павлине же эта возможность проявляется в бьющей в глаза яркости хвоста.
           Только Ади это произнес, как услыхал внутри себя голос, сказавший ему:
           – Но и это еще не все. Два существа, которые ты видишь перед собой, наделены жизнью. Жизнь эта, в целом, определяется их свойствами. Они спорят друг с другом, потому что каждый из них привязан к своему собственному образу жизни, полагая, что самим своим существованием он осуществляет нечто истинное. Однако змея, охраняя сокровища, не может ими воспользоваться. Павлин, поражая красотой, сам напоминает сокровища, но это нисколько не способствует его изменению. Хотя они сами неспособны извлечь какую-либо пользу из того, чем они обладают, их пример служит назиданием тем, кто может видеть и слышать.

--------------------------------------------------------------------------------
*  Изучаемый востоковедами таинственный культ змеи и павлина в Ираке основан на учении шейха Ади, сына Мусафира, жившего в ХII веке.
*  Этот рассказ, сохранившийся в предании, демонстрирует, как дервишские мастера формируют свои "школы" на основе различных символов, которые они выбирают для иллюстрации своих доктрин.
*  На арабском "павлин" означает также "украшение", тогда как "змея" по написанию сходно со словами "организм" и "жизнь". Таким образом, символизм таинственного культа ангела-павлина указывает на традиционную суфийскую доктрину "внутреннего и внешнего".
*  Этот культ по сей день существует на Среднем Востоке и имеет последователей в Британии и США (не связанных с иранскими последователями).

64

http://s003.radikal.ru/i201/1103/4f/f16f1f37fce8.jpg

Однажды падишах проводил время в беседе с Бирбалом, и вдруг ему в голову пришла мысль: «На свете нет числа дуракам, но мне хочется увидеть четырёх самых глупых, чтобы глупее их никого не было».
— Бирбал! Сыщи мне четырёх глупцов, да таких, чтобы глупее их никого не было.

Бирбал пошёл исполнять приказ Акбара. Шёл он, шёл по дороге и вышел за городские ворота. Вскоре Бирбалу встретился человек, который не шёл, а бегом бежал. В руках человек держал блюдо со сладостями и бетелем, лицо его светилось радостью.

— Почтенный, куда это ты спешишь, от радости ног под собой не чуя? И кому несёшь все эти вкусные вещи? Задержись ненадолго и открой мне свою тайну, — сказал Бирбал.

Сначала человек отказался, боясь опоздать, но Бирбал стал настаивать, и тот нехотя ответил:
— Я действительно опаздываю, но раз вы так просите, придётся объяснить. Моя жена вышла замуж за другого. Она родила от него ребёнка, и как раз сегодня они празднуют двенадцатый день его рождения (на двенадцатый день исполняются торжественные обряды). Меня пригласили на праздник, и я несу подарки.
Бирбал назвал себя и задержал человека.

— Иди со мной. Когда я отпущу тебя, пойдёшь своей дорогой.
Человек испугался, услышав имя Бирбала, и волей-неволей пришлось ему идти с ним.
Пошли они вдвоём по дороге. В скором времени встретился им человек верхом на кобыле, державший на голове охапку травы. Бирбал спросил у всадника:
— В чём дело, братец, почему ты взвалил груз себе на голову, а не на спину кобыле?

— Видите ли, какое дело, ваша милость, кобыла у меня жеребая, а в такое время её негоже тяжело нагружать. Ведь она уже везёт меня, разве этого мало?
Бирбал и этого человека привёл к падишаху.
— Владыка мира! Вот все четыре дурака и в сборе.
— Но я вижу только двух, — ответил падишах.

— Третий — это вы, ваше величество, которому невесть зачем понадобилось увидеть таких редкостных глупцов, а четвёртый — я, который разыскал их и привёл к вам.
Ответ Бирбала рассмешил падишаха, а когда он узнал о глупых поступках тех двух, то хохотал до слёз.

(из инета)

Отредактировано Angela (2011-03-12 17:15:39)

65

http://i036.radikal.ru/1103/60/43778f4ee9e4.jpg
Борис Валеджио

Адский огонь

Суфийская притча

Однажды один юродивый повстречал Гарун аль-Рашида Багдадского.
— Ты откуда идёшь, странник? — спросил правитель.
— Из ада, — ответил тот.
— И что же ты делал там?
— Нужен был огонь, чтобы раскурить трубку, и я решил спросить, не поделятся ли жители ада им со мной.
— Ну, и как, взял огня? — спросил Гарун аль-Рашид.
— Нет, тамошний царь ответил, что у них нет его. Я, конечно, спросил, как же так? На что хозяин ада ответил: «Говорю тебе, у нас нет здесь огня, каждый приходит со своим собственным».

66

Однажды к мудрецу вся в слезах пришла молодая красивая девушка:
- Что мне делать? – сквозь слезы жаловалась она. – Я всегда стараюсь по-доброму обходиться с людьми, никого не обижать, помочь, чем могу. И хоть я со всеми приветлива и ласкова, но часто вместо благодарности и уважения принимаю обиды и горькие насмешки. А иногда люди откровенно враждуют со мной. Я не виновата ни в чем, и это так не справедливо и обидно до слез. Посоветуйте, что мне делать.
Мудрец посмотрел на красавицу и с улыбкой сказал:
- Разденься донага и пройдись по городу в таком виде.
- Да вы с ума сошли! – возмутилась девушка. – В таком виде всякий обесчестит меня и еще Бог весть что сотворит со мною.
Тогда мудрец открыл дверь и поставил на стол зеркало.
- Вот видишь, – ответил он, – появиться на людях, обнажив свое красивое тело, ты боишься. Так почему ходишь по миру с обнаженной душой? Она у тебя распахнута, как эта дверь. Все кому не лень входят в твою жизнь. И если видят в добродетелях твоих, как в зеркале отражение безобразия своих пороков, то стараются оклеветать, унизить, обидеть тебя. Не у каждого есть мужество признать, что кто-то лучше его. Не желая меняться, порочный человек враждует с праведником.
- Так что же мне делать? – спросила девушка
- Пойдем, я покажу тебе свой сад, – предложил старец.
Водя девушку по саду мудрец сказал:
- Много лет я поливаю эти прекрасные цветы и ухаживаю за ними. Но я ни разу не замечал как распускается бутон цветка, хотя потом я и наслаждаюсь красотой и ароматом каждого из них.
Так и ты будь подобна цветку: раскрывай свое сердце перед людьми неспеша, незаметно.

Смотри кто достоин быть другом тебе и творит тебе добро, как поливает цветок водой, а кто обрывает лепестки и топчет ногами.

67

Притча о гвоздях(Восточная притча)

http://s56.radikal.ru/i152/1103/ff/7a3e24779b00.jpg

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:
― Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры.
И не важно, сколько раз после этого ты извинишься ― шрам останется

  Та же притча в стихах:

ГВОЗДИ 

1.    Жил человек, гневливый до предела,
Он молод был, и вот отец его
Сказал, чтоб он, когда не сдержит гнева,
Вбивал бы в столб забора длинный гвоздь.
 
2. Сначала столб пронизывали гвозди
По нескольку десятков каждый день,
Потом всё меньше, и однажды вовсе
Он молотком забора не задел.

3. Отец его  заданье дал другое:
Когда он сможет снова гнев сдержать,
За каждую победу над собою -
По одному теперь их выдирать.

4. И вот настал тот день, когда в заборе
Он не нашёл гвоздя ни одного,
И сын сказал, довольный сам собою:
-Смотри, отец, я победил его!

5. Гнев побеждён, и для отца важнее,
Чем столб, дырявым ставший от гвоздей,
И молвил он, что сказанное в гневе,-
Гвоздей железных может быть острей.

6. И как забор уже не будет новым,
Так в сердце шрамы, словно от гвоздей,
От грубого презрительного  слова

Светлана Копылова

68

http://s43.radikal.ru/i099/1103/5a/22ee2f35595e.jpg

КТО ТАКОЙ СУФИЙ?

Суфии это люди, которые предпочитают Бога всему остальному, так что и Бог предпочитает их всему остальному.
Зун-н-Нун

Быть суфием значит отказаться от всякого беспокойства, и нет худшего беспокойства, чем мы сами. Когда ты занят собой, ты отделен от Бога. Путь к Богу состоит из одного шага: шага от себя.
Абу Саид ибн Аби-л-Хэйр

Суфизм означает, что Бог побуждает тебя умереть для себя и дарует тебе жизнь в Нем.
ал-Джунайд

Суфий доволен всем, что делает Бог, чтобы и Бог был доволен всем, что делает суфий.
Абу Саид ибн Аби-л-Хэйр

Суфий подобен земле, в которую бросают все нечистоты и из которой произрастает всё прекрасное.
ал-Джунайд

Человек не станет познавшим до тех пор, пока не будет подобен земле - и праведники и грешники ступают по ней; и пока не будет подобен облакам - они даруют тень всякой вещи; и пока не будет подобен дождю - он орошает всякую вещь, независимо от того, любит он ее или нет.
Байазид Бистами

Когда Абу Саида спросили, что такое суфизм, он отвечал: "Что бы у тебя ни было на уме - забудь это. Что бы ты ни держал в руке - отдай это. Какова бы ни была твоя судьба - предстань пред ней!"
Абу Саид ибн Аби-л-Хэйр

Суфий это тот, к кому ничто не привязано, и кто ни к чему не привязан.
Нури

Будь в этом мире странником, прохожим, чья одежда и обувь запылены. Иногда ты сидишь в тени дерева, иногда идешь через пустыню. Всегда будь прохожим, ибо не это твой дом.
Хадис - предание из жизни Пророка

За четыре тысячи лет до сотворения этих тел Бог создал души и держал их подле Себя, излучая на них свет. Он знал сколько света получено каждой душой и одарил милостью каждую в соответствии со степенью просветленности. Души были погружены в свет, покуда не напитались им. Те, кто живет в радости и согласии друг с другом в этом мире, должны были быть близки в том месте. Здесь они любят друг друга и называются друзьями Бога, и они - братья, любящие друг друга ради Бога. Эти души узнают одна другую по запаху, как лошади.
Абу Саид ибн Аби-л-Хэйр

Если ты водишь дружбу с людьми истины, будь правдив с ними, ибо они - соглядатаи сердец. Они входят в твое сердце и покидают его так, что ты об этом даже и не знаешь.
Ахмад б. Асим ал-Антаки

ПУТЬ СУФИЯ

Сделай один шаг от себя и узри! - вот Путь.
Абу Саид ибн Аби-л-Хэйр

Знай, что научившись избавлению от себя, ты достигнешь Возлюбленного. Нет иного секрета, и мне не ведомо ничего, кроме этого.
ал-Ансари

Я увидел моего Господа во сне и спросил: “Как мне найти Тебя?”. Он отвечал: “Покинь себя и приходи!”
Байазид Бистами

Совершенный мистик это не тот, кто пребывает в экстатическом созерцании Единства, не благочестивый отшельник, избегающий сношений с родом человеческим. Подлинно святой человек находится среди людей, ест и спит с ними, покупает и продает на базаре, женится и вступает в контакты с обществом, но при этом ни на мгновение не забывает Бога.
Абу Саид ибн Аби-л-Хэйр

Одиночество в толпе: во всей своей внешней активности внутренне оставайся свободным. Научись не отождествляться с чем бы то ни было.
‘Абд’л-Халик Гидждувани

Ищи, какова бы ни была твоя ситуация.
О жаждущий, постоянно ищи воду.
Наконец придет время, когда ты достигнешь источника.
Руми

Это тяжкое заблуждение - воображать, что обретешь что-либо, или нечто будет раскрыто тебе относительно Пути без постоянных усилий с твоей стороны.
Абу Утман ал-Хири

То, о чем мы ведем речь, никогда не будет найдено посредством поиска, и однако только ищущий находит это.
Байазид Бистами

И если он закрывает пред тобой все пути и проходы, Он покажет тебе тайную лазейку, о которой никто не знает.
Руми

69

http://s49.radikal.ru/i126/1103/9a/395dca5f2c3e.jpg

Улитка на дереве

Мастера спросили, испытывал ли он когда-нибудь разочарование оттого, что его усилия приносят меньше плодов, чем ему хотелось бы. В ответ Мастер рассказал историю об улитке, которая начала взбираться по вишневому дереву холодным, ветреным днём запоздалой весны.

Воробьи на соседнем дереве от души потешались, глядя на неё. Затем одни из них подлетел к ней и спросил:

— Эй, ты, разве не видишь — на этом дереве нет вишен?

Не прерывая своего пути, малютка ответила:

— Будут, когда я туда доберусь

70

http://s52.radikal.ru/i138/1103/61/8361da419bcb.jpg
  Идрис ШАХ.   СКАЗКИ ДЕРВИШЕЙ

--------------------------------------------------------------------------------
ПОЧЕМУ ГЛИНЯНЫЕ ПТИЦЫ ВЗЛЕТЕЛИ

--------------------------------------------------------------------------------

           Однажды Иисус, сын Марии, будучи еще ребенком, вылепил из глины маленьких птиц. Увидев это, другие дети, не умевшие лепить птиц, побежали к взрослым и пожаловались на него.
           Взрослые сказали:
           – Непозволительно заниматься такими делами в святой день, – ибо это было в субботу.
           И они направились к луже, у которой играл Иисус, и, подойдя к нему, спросили, где вылепленные им птицы.
           В ответ Иисус указал на глиняных птиц, и в тот же миг птицы взлетели в воздух и улетели прочь.
           – Сделать летающих птиц невозможно, а значит, он не нарушил субботы, – сказал один из взрослых.
           – Я хотел бы овладеть этим искусством, – сказал другой.
           – Это не искусство, – возразил третий, – обыкновенный трюк, зрительный обман и ничего больше.
           Итак, суббота не была нарушена, волшебное искусство так и осталось никому не известным; а что касается обмана, то взрослые, как и их дети, обманули сами себя, потому что не ведали, с какой целью были вылеплены птицы.
           То, что в субботу запрещалось чем бы то ни было заниматься, имело свою причину, но она была давно позабыта. Взрослые не обладали знанием того, как отличить ложь от истины. Происхождение волшебного искусства, равно как и цель сотворенного чуда, были им совершенно неведомы. Потому все это не имело для них никаких последствий. Так же было и с вытягиванием деревянной доски.
           Рассказывают, что однажды Иисус помогал Иосифу-плотнику в его мастерской.
           Одна доска оказалась слишком короткой, и тогда Иисус каким-то образом вытянул ее до требуемой величины.
           Когда эту историю рассказали людям, один сказал: "Но это же настоящее чудо, этот мальчик непременно станет святым".
           Другие сказали: "Мы не поверим в это до тех пор, пока не увидим все своими глазами".
           "Этого не может быть, – сказали третьи, – потому что этого не может быть никогда. Эту историю надо исключить из книг".
           Все они, с их различными мнениями, отнеслись к этому преданию совершенно одинаково – потому что им были неизвестны цель и смысл утверждения "он растянул доску".

--------------------------------------------------------------------------------
*  Суфийские авторы часто ссылаются на Иисуса как на мастера пути. Существует, кроме того, невообразимое множество устных преданий о нем, популярных на Среднем Востоке, которые еще ожидают собирателя.
*  В несколько измененном виде эту историю можно встретить во многих дервишских коллекциях. Суфии говорят, что "сын плотника" и другие названия евангельских персонажей по роду профессии представляют собой термины посвятительного значения и не всегда указывают на социальное занятие человека.

Отредактировано Talia (2011-03-22 19:40:54)

71

"Глупец"

Суфии, которые считают, что глубокая интуиция является единственным реальным проводником к знанию, используют эти истории почти так же, как упражнения. Они просят людей выбрать для себя несколько историй, которые особенно привлекают их, и обдумать в уме, сделать их своими собственными. Учителя дервишей говорят, что таким образом можно пробиться к высшей мудрости. Но Суфии согласны и с теми, кто не следует по мистическому пути, в том, что с историями Насреддина можно делать и то, что делали люди веками, -- наслаждаться ими.
ИДРИС ШАХ

ДУРАК
Один философ договорился с Насреддином о диспуте, зашел к нему, но того не оказалось дома. Рассерженный, он нашел на дороге кусок мела и написал на воротах: "глупец". Придя домой и увидев надпись, Мулла помчался к дому философа.
-- Я забыл, что вы должны были зайти, -- сказал он. -- И я извиняюсь перед вами за то, что меня не было дома. Я, конечно, тотчас же вспомнил о нашей договоренности, как только увидел ваше имя на дверях.

72

http://s43.radikal.ru/i102/1103/49/e49c93a80aae.jpg

К одному мастеру пришёл человек и спросил:
- Что мне следует делать, чтобы стать мудрым?
Учитель ответил:
- Выйди и постой там.
А на улице шёл дождь. И человек удивился:
- Как это может помочь мне? Но кто знает, всё может быть...
Он вышел из дома и встал там, а дождь лил и лил. Человек полностью промок, вода проникла под одежду. Через десять минут он вернулся и сказал:
- Я постоял там, что теперь?
Мастер спросил его:
- Что случилось? Когда вы там стояли, было ли дано вам какое-нибудь открытие?
Человек ответил:
- Открытие? Я просто думал, что выгляжу, как дурак!
Мастер сказал:
- Это великое открытие! Это начало мудрости! Теперь вы можете начинать. Вы на правильной дороге. Если вы знаете, что вы дурак, то изменение уже началось

http://i030.radikal.ru/1103/f0/ac1cf1e04e75.jpg

73

http://s003.radikal.ru/i202/1103/0e/ebb4a4e1724c.jpg

Хочешь оценить драгоценности - стань ювелиром.

  Один молодой человек пришел к Зун-н Нун Мисри и сказал, что суфии неправы и многое другое. Египтянин, не сказав ни слова, снял с пальца кольцо и протянул ему со словами:
  - Отнеси это кольцо к рыночным торговцам и помотри, сможешь ли ты получить за него золотой.
  И никто на всем рынке не предложил за кольцо больше одной серебряной монеты.
  - А теперь, - сказал великий суфий, - отнеси его к настоящему ювелиру и посмотри, сколько он за него заплатит.
  И ювелир предложил за кольцо тысячу золотых.
  Молодой человек был поражен.
  - Сейчас твои знания о суфиях, - сказал Мисри, - так же велики, как знания торговцев о ювелирных изделиях. Если ты хочешь оценить драгоценности, стань ювелиром.

Отредактировано Talia (2011-03-28 16:16:35)

74

http://i032.radikal.ru/1104/18/0ebf2cff891d.jpg

Нищий и накидка 

Суфийская притча

Один ученик великого Абу-Хафса долгое время испрашивал у него разрешения учить. Наконец мастер дал своё согласие и сел сам посреди слушателей на первой лекции.

Когда ученик, Абу-Усман, закончил, вперёд вышел нищий, но не успел он раскрыть рот, как Абу снял свою накидку и протянул её нищему. При этом учитель вскочил и закричал:

— Ты лжец! Не смей даже говорить с людьми, пока в тебе есть это!

Растерянный Абу-Усман спросил:

— Что «это»?

— Ты вознаграждаешь себя и предвосхищаешь нужду нуждающегося человека, прося себя за него.

У нищего и у ученика есть много общего: оба они должны выйти к сцене, чтобы приготовиться к тому, чтобы задать вопрос. И эта позиция придаёт фокус уму, который позволяет правильно воспринимать.

75

http://i023.radikal.ru/1104/c7/f55cfff4c0f8.jpg

ИНДИЙСКАЯ ПТИЧКА

     У одного купца жила в клетке птичка. Однажды он собрался по своим делам
в Индию, на родину этой птички, и спросил ее, что ей оттуда привезти. Птичка
попросила  отпустить ее на свободу, но купец отказался.  Тогда она попросила
его,  когда он прибудет в Индию, пойти в джунгли и рассказать вольным птицам
о ее жизни.
     Купец выполнил ее  просьбу. Но  только  он рассказал  о  своей пленнице
какой-то дикой птице, как  две  капли воды похожей  на его птичку,  как  она
замертво упала на землю. Купец  решил, что она  родственница его любимицы, и
весьма огорчился, считая себя виновником ее смерти.
     Когда он возвратился домой,  его птичка  спросила, какие новости  он ей
привез.
     -- Боюсь,  что мои новости опечалят тебя, -- ответил купец. -- Случайно
я обратился к одной из твоих родственниц, и когда рассказал ей твою историю,
ее сердце разорвалось от горя, и она в тот же миг умерла.
     Не успел  купец  произнести  это,  как  его  птичка,  потеряв  дыхание,
свалилась на дно клетки и затихла.
     "Известие  о  смерти  родственницы  убило   ее",   --  подумал   купец.
Опечаленный  он достал птичку из клетки  и положил ее на  подоконник. Птичка
тут же ожила и вылетела в открытое окно.
     Она уселась на ветку дерева перед  окном и  закричала купцу: "Теперь ты
понял,  что  печальные  новости, как ты их  называл,  были для  меня  доброй
вестью. Мне было  передано послание -- совет, как поступить, чтобы выбраться
на волю; это последнее мне было передано через тебя, мой Учитель".
     И птичка улетела, наконец-то свободная.

     Эта   притча,  приводимая   Руми,  подобно   многим   другим   притчам,
подчеркивает для суфийского искателя огромную важность косвенного обучения в
суфизме.
     Иммитаторы и  системы,  носящие названия, соответствующие традиционному
мышлению, как  на Востоке,  так  и  на Западе, предпочитают обычно придавать
особое  значение "системе" и "программе" скорее, чем всему  опыту  суфийской
школы в целом.

76

http://s49.radikal.ru/i126/1104/75/425dfbc4ec40.jpg

             Просто притча

Как-то король пошел в свой сад и обнаружил увядшие и умирающие деревья, кустарники и цветы.
Дуб сказал, что он умирает потому, что он не такой высокий, как сосна. Обернувшись к сосне, король обнаружил, что она умирает от того, что не может давать виноград. А виноградник умирал от того, что не может цвести так же прекрасно, как роза.

И король нашел лишь один цветок, анютины глазки, цветущий и свежий как всегда. Ему было интересно узнать, почему так происходит. Цветок ответил:"Я принял как само собой разумеющееся, что когда ты посадил меня, то хотел именно анютины глазки. Если бы ты хотел видеть в саду дуб, виноградник или розу, ты бы посадил их. А я - если я не могу быть ничем иным, кроме того, чем являюсь, я буду стараться быть этим как можно лучше".

Вы здесь потому, что Существование нуждается в вас таком, каков Вы есть. Иначе здесь был бы кто-то другой.

Вы выполняете что-то очень важное, что-то очень фундаментальное таким, каким Вы есть

77

http://s54.radikal.ru/i143/1104/30/ee5b4d86e0c3.jpg                                                                                 http://i023.radikal.ru/1104/0f/e9274fbb2d57.jpg

   
   СОБАКА И ОСЕЛ

Один человек изучил  язык животных. Однажды он прогуливался по деревне,
как вдруг его внимание привлек какой-то шум.  В  конце улицы он увидел осла,
отчаянно ревущего на собаку, которая что есть сил лаяла на него.
     Человек приблизился и стал слушать.
     -- Все это говорит только о траве и пастбищах, -- говорила собака, -- я
же хочу тебе поведать о мясе и костях, ибо я этим питаюсь.
     Тут человек не мог более сдерживаться и вмешался в их разговор:
     -- Вы могли бы придти к  чему-то общему, если бы поняли, что полезность
сена подобна полезности мяса.
     Животные резко обернулись  к  незванному  гостю. Собака на него свирепо
залаяла, а осел так сильно  его лягнул задними ногами,  что он свалился  без
чувств.
     Не  обращая  на него более никакого внимания, собака и осел  продолжили
свой спор.

     Эта  басня,  напоминающая  одну  из басен  Руми,  взята  из  знаменитой
коллекции Меджнуна Каландара.
     В течение сорока лет он странствовал по свету и рассказывал на базарных
площадях обучающие  истории. Одни  говорят, что он был сумасшедшим (его  имя
так  и переводится), другие --  что он один  из "преображенных", развивших в
себе способность  воспринимать  связь  между такими вещами, которые обычному
человеку кажутся ничем не связанными.

78

http://i024.radikal.ru/1104/8e/88fd5dc45bd8.jpg


    Влюблённые 

Суфийская притча от Санайи

Один человек утверждал, что разум на улице любви — слеп, и что главное в любви — экстаз и наитие. В доказательство этому своему утверждению он приводил рассказ о влюблённом, который много раз переплывал через реку Тигр, чтобы увидеться со своей возлюбленной. Но однажды он вдруг заметил у неё на лице пятнышко. После этого, переплывая Тигр, он только и думал об увиденном. И любовь, вдохновившая его на этот подвиг, ослабела, и посреди реки силы покинули его, и он утонул.

Ничто не должно отвлекать истинного влюблённого от любви к возлюбленной. Зная это правило, его возлюбленная всегда может испытать искренность его любви так, как это сделала одна красавица. Ей постоянно приходилось выслушивать излияния человека, убеждавшего её в глубине и искренности своей страсти, и она решила его проверить:

— Что говорить о моей красоте, — сказала она, — ты вот лучше посмотри на мою сестру!

Человек, изображавший из себя страстно влюблённого, мгновенно повернулся в ту сторону, куда она показала, и ей сразу стало ясно, что его слова лживы и неискренни.

79

http://s59.radikal.ru/i165/1104/4e/54d75c7fb1e0.jpg

Одержимый собой  

Суфийская притча

Человек пришёл к дервишу и сказал:

— Я хотел бы обсудить с тобой свою проблему.

— А я, — сказал дервиш, — не хотел бы этого делать.

Человек был раздосадован:

— Откуда ты знаешь, ведь ты не выслушал меня?

Дервиш улыбнулся:

— Почему тогда ты пришёл ко мне, если думаешь, что я не знаю твоей проблемы и не могу воспринять её без твоего рассказа?

Теперь человек был смущён и обеспокоен одновременно.

— Тогда скажи мне, в чём моя проблема, и это убедит меня окончательно.

— О, несчастный! Если я покажу тебе, что знаю твою проблему, я отклонюсь от Служения и стану простым фокусником.

— Тогда, — сказал человек, — просто дай мне решение моей проблемы.

— Я только что сделал это.

— Но я не понимаю! Я не слышал ничего, что было бы похоже на решение моей проблемы!

— Тогда ступай своей дорогой и ищи ответ в другом месте.

Человек ушёл и скитался несколько месяцев, ища у всех разъяснений. Вскоре до него дошло, что его проблема — эгоцентризм, и дервиш указывал ему на неё. Это было его настоящей проблемой, а не та, о которой он всё время думал. В городе, отдалённом от того, в котором произошёл их первый диалог, они повстречались снова.

— Я осознал мудрость твоих слов и хочу отплатить тебе за служение.

— Ты уже отплатил тем, что рассказывал всем о нашем разговоре, ты помогал учению. Сам того не желая, ты служил яркой иллюстрацией глупости и запутанности. Ты был похож на человека, в голове которого застряла стрела, которую все кроме него могли видеть, думающего, что головная боль — следствие трудности проблем, о которых он размышляет. В этом было твоё служение. Как я уже говорил, ты, думая, что служишь себе, служил истине, и истина освободила тебя.

Однако ты служил не только истине, но и самоодержимости, а не себе, как ты думал. На самом деле кто угодно может заставить тебя служить чему угодно — ему достаточно убедить тебя, что ты служишь себе.

80

http://s42.radikal.ru/i095/1104/f8/b163bb43bac2.jpg
 

    Экономия   

Суфийская притча

Человек увидел вдали свой автобус, ползущий еле-еле, и решил пойти домой пешком.

По пути он встретил другого человека — гражданина Страны дураков.

— А, дураканец! — закричал он. — Я сэкономил шиллинг, пойдя пешком, вместо того, чтобы трястись вон в том автобусе.

— Ты расточительный идиот, — немедленно откликнулся дураканец.

— Это ещё почему?

— Открыв такой важный способ экономии, тебе надо было бежать за такси и тем сэкономить в десять раз больше!

81

http://s011.radikal.ru/i318/1104/98/7f32748347e9.jpg

Персональная мудрость  

Суфийская притча

— Я не желаю быть человеком, — сказала змея.

— Будь я человеком, кто бы запасал мне орехи? — спросила белка.

— У людей, — сказала крыса, — такие слабые зубы, что они почти вообще не способны грызть!

— Всё это верно, — сказал осёл. — Что же до быстроты, то они совсем не умеют бегать. Особенно в сравнении со мной.

82

http://s58.radikal.ru/i160/1104/cc/92d7433d8fcd.jpg

              ПРИТЧА

Время! Вре - мя!!! Ну, где же это Время???
- Ну, я Время. Чего кричишь?
- Чего кричу, чего кричу! Надо, вот и кричу! Ты почему меня не лечишь?
- Я? А с какой стати? Я тебе что, доктор, что ли?
- У меня душа - вдребезги! Одни осколки!
- Ну, давай, замету, что ли... Могли бы и сами убраться, да уж ладно. Все, видишь,
чисто стало, я потекло дальше.
- Куда? Куда??? А внутри?
- Чего внутри?
- Так это... Внутри тоже надо убраться! Душа же изранена!!!
- Ну, так лечи ее, свою душу!
- А ты? Говорят же - <<время лечит>>???
- Врут. Или ошибаются. Время затягивает, заносит песком. <<Пыль веков>> - слышала
такое? Накидаю сверху, не видно будет... А под этим - все та же рана. Еще и загноится,
чего доброго.
- Ну так ты же должно лечить?
- Как, скажи на милость? Аспирином? Мазью Вишневского? Клизмой? Как лечить-то?
- Ну, стирать воспоминания... Очищать от груза прошлого... Растворять старые
обиды... Расставлять все по полочкам? Разве нет?
- Ох, и халявщики вы, хомо сапиенсы! Все вам должен кто-то прийти и что-то сделать.
А чего бы самим не попробовать?
- Что попробовать?
- Очиститься от груза прошлого, растворить старые обиды, расставить все по полочкам.
Словом, употребить Время - то есть меня! - с максимальной пользой! Покопаться
в себе, навести в душе порядок, понимаешь...
- Ну ты что!!! Туда же больно лезть!!! Там сплошная рана, до сих пор кровоточит!!!
- Знаешь что? Кровоточат те раны, которым все время покоя не дают! Тревожат их
почем зря. Ты зачем себе раны растравляешь?
- Я??? Я не растравляю! Оно само!
- Само ничего не происходит. Все время имеется некто, совершающий действия. Или
бездействия. Вот ты какие действия совершаешь, чтобы раны залечить?
- Ну... Стараюсь об этом пореже вспоминать. Не думать. Не допускать подобных
ситуаций.
- Это каких же?
- Ну, не влюбляться... Меня же любовь ранила!!!
- А любви-то хочется, небось?
- Хочется... Только боюсь. Уж очень она больнючая, эта любовь!
- Любовь не больнючая. Это рана твоя больнючая. А ты ее, наверное, еще и обидами
растравляешь? И гневом напитываешь?
- Нет, ты что! Все давно забыто, прощено, отпущено!
- А вот и врешь! Было бы забыто-прощено-отпущено - не болело бы! Где болит -
там нарыв, где нарыв - там гнойник а, где гнойник - там подавленный гнев, на себя
или на других, а чаще - и то, и то. Имей в виду: себя обмануть можно, Время не
обманешь. Я все вижу и все учитываю.
- Ну скажи, Время, как можно простить предательство? Или измену? Или смертельное
оскорбление? Это же было, было?
- Ага, вот именно, БЫЛО. То есть осталось в прошедшем времени. Там, далеко. А
ты уже в этом моменте. Тут все по-другому. И ты уже другая. Закаленная прошлым
опытом, вооруженная знаниями и умениями.
- Но память-то, память, ее никуда не денешь?
- А зачем ее девать??? Она на то и дана, чтобы не наступить на те же грабли еще
раз. Чтобы на этот раз все получилось по-другому. Опыт-то тебе на что был дан???
- Ага, вон как... Ну, предположим. А вот скажи, Время, куда девать этот багаж?
Ну, предательство, измену, оскорбления? Ведь оно из прошлого так и тащится, так
и высовывается!
- Для того и высовывается, чтобы с ним разоб� �ались, проанализировали и отпустили.
Кончай обижаться! Понимаешь, обиды - это такая штука едкая, они все равно что
соль на рану, не дают ей заживать, будоражат.
- А как не обижаться-то, если обидно?
- Обидно, потому что в точку! В болевое место, значит! Если тебя это не касается
- чего тебе обижаться? Так, отскочит, как от стенки горох.
- Предательство отскочит?
- И предательство отскочит. Потому что его не существует.
- Как не существует???
- А никак не существует. Просто тебе чей-то выбор активно не нравится, неудобен
он тебе, неприятен, вот ты и голосишь: <<Ах, меня предали!>>. А вообще-то - просто
какую-нибудь игрушку отобрали.
- Ах, как у тебя все просто получается! <<Игрушку>>, видите ли! А если я на эту
<<игрушку>> полжизни положила???
- Ну, и кто ж тебя заставлял? Зачем полжизни на одну игрушку тратить? Ведь с
течением времени все меняется, одно уплывает, другое появляется... Время изменчиво,
знаете ли... И Мир изменчив. Потому что я - одна из характеристик Мира.
- И что из этого следует, я никак не пойму?
- Скажи спасибо тому, кто тебя предал или обидел, за то, что вырвал тебя из застоя,
внес изменения, заставил двигаться. Никогда не говори: <<Остановись, мгновенье,
ты прекрасно!>>. Опасно это - мгновения останавливать. Время не ждет! Застой
- это смерть. Движение - это жизнь.
- Так, выходит, тебе рану нанесли, а ты еще и в ножки кланяться должен?
- Да никто никому ничего не должен. Хочешь - обижайся и страдай, раны свои углубляй.
Не хочешь - поклонись и дальше иди себе спокойно, сохраняя душевное равновесие.
Как пожелаешь, так и сделаешь.
- Слушай, Время! А ты правда не лечишь? А то знаешь, мне вот как-то уже вроде
легче стало...
- Это потом� � что ты сама уже кое-что по полочкам разложила. Как в магазине. Или
нет, как в краеведческом музее. А я, Время - экскурсовод.
<<Обратите внимание, в этой витрине мы можем видеть древние Обиды, буквально
еще до новой эры. Извлечены почти целенькими, засушены, классифицированы, переданы
в дар Музею. А на этом стенде Сосуд Скорби, в настоящее время он пустой, хотя
при раскопках был полон под завязку. Вот эта жуткая тварь в свое время обитала
в районе человеческого позвоночника, называется Чувство Вины. Теперь оно в виде
чучела хранится в нашем музее...
Идем к следующему экспонату. Бюст Тирана, был низложен и свергнут в Новые Времена.
Галерея портретов Изменщиков Коварных, как видите, их немного, последний был
давно, потому что династия быстро пришла в упадок после Первой Позитивной Революции>>.
Ну и так далее. А у входа, на почетном месте, портрет основателя и хозяина Музея,
то есть тебя, и золотая табличка с твоим именем. Как тебе такой расклад?
- Слушай, Время, а ты, оказывается, креативное! И с чувством юмора!
- А как же! Без креатива и юмора с вами, серьезными, долго не протянешь... А
я вот от начала веков существую, и ничего, не иссякаю!
- Значит, ты говоришь, что я все время зря обиды копила?
- Ясно дело, зря! Нужен тебе такой склад боеприпасов замедленного действия? От
них же фон похлеще радиационного! Всю жизнь отравляет. Так что прости всех от
души - и освободись.
- Знаешь, мне уже как-то даже и хорошо. Только вот осадок какой-то остался...
Вроде как себя отругать хочется - чего ж это я раньше не догадалась тебя спросить?
- Осадок - это Осуждение. Брось немедленно себя осуждать! Всему свое Время. Значит,
раньше готовности не было, А сейчас нормально, дозрела. Ладно, бывай! Мне двигаться
надо, а то пока я тут с тобой калякаю, для кого-то, может, Время остановилось.
- Да, конечно! Надо - значит надо. Спасибо за науку. Очень ко времени этот разговор
случился. А то глупостей всяких во мне было понапихано - мама не горюй!
- Ничего. Это не страшно. Глупость - детская болезнь. Сама увидишь, со временем
пройдет...
Ефим Блувштейн

83

http://i057.radikal.ru/1104/a2/6d3f4d2e7085.jpg

Мудрость востока

Однажды к Хинг Ши пришёл молодой человек, собиравшийся жениться и спросил: — Учитель, я хочу жениться, но неприменно только на девственнице. Скажи, я поступаю мудро?
Учитель спросил:
— А почему именно на девственнице?
— Так я буду уверен, что моя жена добродетельна.
Тогда учитель поднялся и принёс два яблока — одно целое, а второе надкушенное. И предложил юноше их попробовать. Тот взял целое, надкусил его — яблоко оказалось гнилым. Тогда он взял надкушенное, откусил, но и надкушенное яблоко было гнилым. В недоумении юноша спросил:
— Так как же мне нужно выбирать жену?
— Сердцем, — ответил Учитель.

84

http://s014.radikal.ru/i327/1104/b0/90ad4c8a6654.jpg

Песня бедного дервиша

В одном эмирате жил бедный дервиш. Жил он один в бедной лачуге. Не было у него даже своего клочка земли. Перебивался он случайными заработками, да разными подаяниями. Зато был у него редкий дар – Божественный голос. И когда он пел, затихали ветры, замолкали птицы, а люди бросали все свои дела и сбегались к его хижине. И когда он заканчивал петь, то люди плакали и обнимались друг с другом. Они просили друг у друга прощения за прошлые обиды и ссоры. И все они в этот миг чувствовали себя единой семьёй, братьями и сёстрами. Они любили друг друга и делились всем, чем только можно. Но пел он очень редко, только тогда, когда пела его Душа.

От своих слуг услышал об этом дервише и эмир. Он считал себя большим любителем и знатоком песенного искусства. И решил он как-то устроить состязание между певцами. Пригласили на это состязание и бедного дервиша. Откинувшись на подушки, эмир слушал голоса певцов, и сердце его млело от сладостных звуков. И когда все певцы продемонстрировали эмиру своё искусство, тот обратился к дервишу.

- Почему ты не поёшь? Я не вижу по тебе даже малейшего желания спеть для нас что-нибудь. Может быть, ты стесняешься или боишься меня? Не бойся, я щедро награжу тебя за твою песню. Пой!
- Простите меня, о высокочтимый эмир, - сказал бедный дервиш, - Вольная птица не может петь в клетке, даже если она золотая. Моя душа молчит. При этой роскоши здесь и бедности там в ней не рождается песня. Она онемела и ослепла от этой вопиющей роскоши.
- О, да ты ещё и философ, - усмехнулся эмир, - ведь я могу заставить тебя петь.
- О, высокочтимый, мудрый эмир, как можно заставить то, что изначально свободно? Ты можешь заставить страдать моё тело. Ты можешь даже убить его. Но заставить свободную душу петь нельзя.

Эмир действительно оказался мудрым.

- Я прощаю тебе твою дерзость дервиш, - сказал он и отпускаю тебя из своей золотой клетки на волю. Иди с миром.

И дервиш пошёл. И когда он вышел из ворот дворца, вздохнул полной грудью свежего воздуха, взглянул на яркое солнце, и Душа его встрепенулась, ожила и вдруг из неё полилась песня. И перестал шуметь листвой ветер в садах эмира, замерла вода в его искусственном водопаде, замолкли птицы на деревьях. Из глаз эмира вдруг полились слёзы.

- Что это?- потрясённый внезапно нахлынувшим на него чувством, спросил он. - Почему я плачу?
- Это дервиш поёт, - тихо ответили ему. И это не было песней человека – это была песня Бога, голос Бога, любовь Бога. И эмир вдруг увидел свою давно умершую мать и себя маленьким мальчиком. Она ласково гладила его по головке, и он чувствовал, как нежная любовь изливается на него из её сердца.

- Когда ты вырастешь большим и станешь эмиром, - говорила она, - всегда помни, что власть- это не возможность получать удовольствия и наслаждаться благами, а большая ответственность. Как может мать или отец наслаждаться и получать удовольствия, если голодны и несчастны их дети? Помни, твои подданные – это не твои слуги – это твои дети, которых поручил тебе вести и пестовать сам Бог. Будь им добрым, любящим отцом, сын мой. И увидел вдруг эмир, работающих на своих полях крестьян и голодных, грязных, оборванных ребятишек на улицах своих городов, нищих, просящих подаяние, и Душа его омылась слезами сострадания и раскаяния. И из груди его вырвались рыдания. Он увидел и ужаснулся, сколько людей день и ночь работают на него одного, удовлетворяя его прихоти. И слова покаянной молитвы полились из его уст.

И когда дервиш закончил петь, эмир вышел к нему и поклонившись сказал:
- Спасибо тебе, о святой человек. Твоя песня вылечила меня от слепоты. Роскошь, блеск драгоценностей ослепили меня и мою Душу, и я забыл святые наставления моей матери. Власть и роскошь чуть не развратили меня. Но твоя песня помогла мне снова увидеть свет Истины. Теперь я знаю, что мне делать и как мне жить.

Очевидцы рассказывают, что с тех пор эмир переселился из дворца в скромный домик, построенный рядом с хижиной бедного дервиша. Говорят они стали большими друзьями. А самое главное, исчезли с улиц нищие и беспризорные дети. Эмир построил для них специальные дома и школы. Он отдал им свой дворец и своих слуг. Работников на его полях заменили машины. О нищете и бедности теперь в эмирате говорят, как о далёком кошмарном прошлом, и своего эмира подданные почитают, как отца родного.

- Как вы можете веселиться и обжираться, если ваши дети несчастны и голодны, - говорил он своим сыновьям.
- И власть, данная вам – это не дар, не возможность упиваться и наслаждаться – это прежде всего ответственность. И по тому, как живут ваши подданные, можно судить каковы вы. Власть – это испытание, это Бог проверяет вас на вашу состоятельность как человека, как личности. Так учил он их, и по всему видно, что они оказались неплохими учениками, потому что говорят, что этот эмират процветает и до сих пор. И все те эмиры, которые сначала потешались над его чудачеством и полунищенским существованием – преклонились перед ним.

85

УЧАСЬ НА ТРУДНОСТЯХ

Если вы будете объяснять что-либо человеку на словах, это скользнет по нему и не впитается в него. Необходимы практические методы.
Факир позвал Насреддина вниз с крыши, где тот работал. Когда Мулла слез на землю, человек сказал:
-- Подай мне милостыню.
-- Почему ты мне сразу не сказал, когда я был на крыше? -- сказал Мулла.
-- Я постыдился, -- сказал человек.
-- Это все фальшивая гордость. Пойдем на крышу, -- сказал Насреддин.
Как только они залезли на самый верх и Насреддин снова принялся за работу, он сказал человеку:
-- У меня нет для тебя подаяния.

КРАТКИМ ПУТЕМ

Возвращаясь в одно прекрасное утро домой, Насреддин подумал, что это не плохая идея сократить путь и пройти напрямик, через лес.
-- Почему, -- спрашивал он себя, -- я должен тащиться по пыльной дороге, когда я могу общаться с Природой, слушать птиц и любоваться цветами? Да и денек нынче выдался, всем дням день; день для счастливых начинаний!
Говоря так, он углубился в зеленые кущи. Однако не успел он отойди подальше, как свалился в яму и лежал там, размышляя.
-- Вообще-то, это не такой уж счастливый день, -- созерцательно говорил он, -- в действительности, он хорош настолько, что я решил сократить путь и выбрал эту дорогу. Если подобные вещи могут случится в таком прекрасном окружении, как здесь, то чего бы не могло случиться на той отвратительной дороге?

86

http://s39.radikal.ru/i085/1105/d4/d83f6c9b4874.jpg

СУФИИ- СГОРАЮЩИЕ ОТ ЛЮБВИ

Тридцать лет я искал Бога. Но когда вгляделся, то увидел, что Бог был искателем, а искомым - я."
(Баязид Вистами).

Я тридцать лет искал божественную суть...
Когда же истину узрел, то оказалось,
Что существо мое искателем являлось,
А я искомым оказался. Вот мой путь. ( Феано)

Ал-Бистами, Абу Йазид (Байазид) Тайфур б.ўИса (ум. 875 г.) - прославленный персидский суфий, родом из г. Бистама (на северо-западе Ирана). Его дед был героем, принявшим ислам, отец принадлежал к знати. Два брата ал-Бистами - Адам и Али, также стали аскетами.
Для учения ал-Бистами характерны, прежде всего, экстатический восторг и опьянение любовью к Богу, всепоглощающая страсть к которому приведет возлюбленного в конечном счете к слиянию с Ним. Опираясь на личный опыт психических состояний, ал-Бистами пришел к заключению, что при абсолютном погружении в размышления о единстве божества может появиться духовное ощущение полного исчезновения собственного «я». Этому состоянию он дал название фана (небытие, исчезновение).
Ал-Бистами не оставил после себя трудов, но до нас дошли 500 его изречений.

Позволь, о, Господи, мне не существовать!
Доколе между нами будет «я» стоять?

((()))

Благочестие живущих в небесах
Я себе в подушку нынче положил.
Благочестием семи земель зашил.
Да и сплю на ней! Свидетелем - Аллах!

((()))

Мир - обман. Но здесь, воистину, Аллах.
Я - Аллах, иного Бога нет в веках!

Недостаточно знать о существовании Бога, недостаточно верить в Него... Сгореть от любви к Нему - вот истинный путь к просветлению.
Когда Абу Саида спросили, что такое суфизм, он отвечал: "Что бы у тебя ни было на уме - забудь это.
Что бы ты ни держал в руке - отдай это. Какова бы ни была твоя судьба - предстань перед ней!"

87

http://s011.radikal.ru/i318/1105/de/4f88918dff8e.jpg

Запах и реальность

Суфийская притча

Учитель Бахауддин сидел однажды после ужина в окружении вновь прибывших, молодых и стариков, каждый из которых желал учиться у него. И вот когда наконец настала тишина, Мастер разрешил задавать вопросы.
— Что вызывает наибольшие трудности в обучении Пути? — спросили его.
— Люди руководствуются поверхностными вещами. Их привлекают проповеди, рассказы, слухи, — то, что будоражит их, как пчёл привлекает запах цветка.
— Но как иначе пчеле найти цветок, если не по запаху? И как человеку познать истину, как не по рассказам о ней?
Мастер отвечал:
— Человек приближается к мудрости, полагаясь на слухи, рассказы, проповеди, книги, чувства. Однако, приблизившись, он начинает требовать больше и больше того же самого, но не того, что может дать мудрость. Пчёлы находят цветок по запаху, но, найдя его, они не требуют больше и больше запаха, они припадают к нектару, который должны собирать. Это эквивалент реальной мудрости, все рассказы и представления о которой, — это её запах. Среди людей очень мало «настоящих пчёл». Тогда как все пчёлы являются пчёлами в том смысле, что они способны собирать нектар, не все люди — люди в смысле исполнения и восприятия того, для чего они были созданы.
Затем Мастер сказал:
— Пусть те, кто пришёл сюда, в Каср-аль-Арифин из-за того, что он что-то прочёл, встанут.
Многие встали.
— Теперь те, кто пришёл сюда, потому что он что-то слышал о нас.
Встало ещё несколько человек.
— Те, кто всё ещё сидят, — продолжал Учитель, — почувствовали наше присутствие и нашу особенность каким-то особенным, неуловимым образом. Среди тех, кто стоит, старых и молодых, много тех, кому необходимо, чтобы их чувства волновали их вновь и вновь, те, кто жаждут развлечения или жаждут покоя. Чтобы они поняли, что им нужно именно здесь, они должны ощутить потребность в знаниях, а не в развлечениях.
Затем он сказал:
— Здесь есть также те, кого привлекает к Учителю его слава и репутация, и они приезжают издалека, чтобы навестить его, и будут приезжать навестить его могилу после того, как он умрёт, всё из тех же побуждений. Пока их стремления не будут переплавлены, как в алхимической реторте, они не отыщут истины. И наконец, здесь наверняка есть те, кто приехал к Учителю не потому, что он величайший из живых наставников, и не потому, что они хотят навестить его могилу, но потому, что они ощущают истинную природу Учителя. Когда-нибудь все овладеют этим даром.
Мастер узора продолжал:
— Однако в нашем случае дело целых поколений людей должно быть сделано одним человеком. Чтобы стать Моисеем, вам придётся превзойти своего фараона. Человек, которого привлекает репутация его Учителя, должен измениться, стать другим. Он должен стать тем, кто остаётся вблизи Учителя потому, что он чувствует его истинную природу. В этом — смысл его Работы перед тем, как он сможет учиться. До тех пор, пока он не понял этого, он скорее дервиш, чем суфий. Дервиш жаждет, суфий — воспринимает.

88

http://s11.radikal.ru/i183/1105/de/a37cfb62756b.gif

Основа и Неотъемлемая часть Суфийских Знаний

Суфийская притча

Один человек заметил в одном из магазинчиков Багдада большой запертый сундук, изящной работы. Снаружи было вырезано: «Основа и Неотъемлемая часть Суфийских Знаний».
Человек очень заинтересовался сундуком, так как много лет собирал информацию о суфизме и прочёл много суфийских текстов и жизнеописаний.
Он приобрёл сундук за громадные деньги и принёс его домой. Когда он отворил его, внутри была всего лишь одна маленькая бумажка, на которой было написано: «Основа и Неотъемлемая часть Суфийских Знаний в том, чтобы ты желал истины более, чем развлечения, и нашёл дорогу к Учителю».

89

http://i073.radikal.ru/1105/ff/052d62c9b40c.jpg


Разноречивое поведение

Суфийская притча

Однажды посетитель испросил дозволения задать Райс-и-Кабиру вопрос, и тот разрешил. Посетитель сказал:
— То, что я о вас слышал, не позволяет мне относиться к вам с доверием. Вы ведёте себя нарочито вызывающе и тем ставите окружающих вас людей в сложное положение. Даже ваши друзья признаются, что не знают, как вас защищать. Если ваше поведение будет таким разноречивым, ваше имя не останется в памяти людей — даже несмотря на ваши достижения.
Райс ответил:
— Дорогой друг, одна из целей разноречивого поведения — сделать так, чтобы люди обратили внимание на то, как легко они поддаются его воздействию. Тот, на кого легко воздействуют моя улыбка или хмурый взгляд, подобны перекати-полю: любой порыв ветра несёт их неведомо куда, вне зависимости от их собственных свойств.
Нарочитая манера поведения, заставляющая людей чувствовать себя неловко, ничего не говорит о человеке, который так себя ведёт, но много говорит о том, кто при этом чувствует себя неловко. Друзья, ищущие способа защитить кого-либо, служат интересам этого человека в том случае, если защита действительно необходима защищаемому. Если же акт защиты необходим самому защитнику, следовательно, он действует в интересах своего собственного эго, а не в интересах того, кого он защищает.
Посетитель сказал:
— С моих глаз спала пелена. Я признателен вам и приношу извинения. Множеству людей знакомы эти истины, но как мало тех, кто усваивает их!
Райс-и-Кабир сказал:
— Если истину усвоит хотя бы один человек, это означает, что знание уже представлено среди людей. И если оно сохраняется таким образом, чтобы когда-нибудь — за пределами нашего времени — стать всеобщим, разве это само по себе не великое благо?
И он привёл такую историю:
— Человеку с мешком пшеницы на спине, пробиравшемуся затопленной землёй, сказали:
— Брось свой бесполезный груз, спасайся сам!
Он ответил:
— Если я потеряю то, что бесполезно теперь, но будет самым важным в будущем, спасение моей жизни потеряет всякую цену.

Отредактировано Talia (2011-05-10 11:15:34)

90

http://s52.radikal.ru/i138/1105/f5/b87e7b353a82.jpg

Притчи про шахматы

Один человек думал, что когда он проиграл партию в шахматы, то потерпел поражение.

Проучившись два года у знаменитого учителя Дзэна, он понял, что потерпел поражение, если выиграл.

По-прежнему неудовлетворенный, он проучился полтора года у великого суфийского святого Нарсуфина и узнал, что если он проиграл, но доволен проигрышем, то потерпел поражение.

Тогда он на три года направился в Гималаи и научился у великого Йога, что если он выиграл, но чувствует себя виноватым за это, то он потерпел поражение.