Виталий написал(а):Это не совсем одно и тоже. Я тоже (был период) увлекался беседами Ошо. Но две очень на мой взгляд важные вещи меня от него отвратили. Первое - это утверждение, что он ЗНАЕТ ТОЧНО, что Бога нет (для духовного деятеля, как по мне, это - клеймо Люцефера) и отрицание семьи в пользу общины.
Последнее даже обсуждать не хочется. Или получится "эзотерическая тягомотина"
Ну и очень важно субъективное впечатление или ощущение после чтения бесед с Ошо - это все-таки пустота, при всей его компетентности в части "освежения" религиозных текстов и доктрин. Если суммировать - то это проповедь универсальности ЭНЕРГИИ. Якобы "ничего больше в мире и нет". Такой подход очень СОБЛАЗНИТЕЛЕН, ибо отрицает внутреннюю ЭТИКУ. Мол нет "добра и зла" - все это глупости ограниченного сознания, а есть энергия и она должна струиться и давать "внутренний экстаз".
И меня вначале Ошо ошарашил нестандартными размышлениями. Но затем при обдумывании появилось неприятие, подозрение в безнравственности. С точки зрения универсальной энергии может и нет добра и зла, но среди людей и доброта и злость имеется.Совсем недавно, когда искала материал о сакральности женщины, попалась такая информация:
"3. Нуждающиеся в освобождении
Учение проповедника по имени Бхагаван Шри Раджниш (Раджниш Чандра Мохан) (1931 – 1990), принявшего впоследствии имя Ошо (1987–1988) носит синкретичный характер. Это синтез йоги, суфизма, тибетских традиций, а также взглядов самого Ошо. Основная цель учения – «погружение в этот мир и в эту жизнь». Центральную роль в учении играет так называемая динамическая медитация, разработанная самим Ошо. Ошо отстаивает принципы индивидуальной свободы. Возможно, именно поэтому его учение, направленное в сторону женщины, на первый взгляд, добросердечно и мягко.
Причиной зависимого положения женщины, по мнению Ошо, является страх мужчины:
«Мужчина лишил женщину возможности получить образование, поставил ее в финансовую зависимость от себя. Страх вынудил его запретить ей вести активный образ жизни в обществе. Он знает, что она превосходит его, он знает, что она прекрасна, он знает, что опасно предоставлять ей независимость. Поэтому веками женщина находилась в зависимости от мужчины»[8].
Эти слова Ошо могут свидетельствовать о его симпатии к идее освобождения женщины, что, казалось бы, роднит его с приверженцами феминизма. Однако это верно лишь отчасти. Понимая необходимость освобождения женщины, к которой призывает феминистическое движение на Западе, Ошо осуждает то, как это делается:
«Женщина действительно нуждается в великом освобождении, но то, что происходит сейчас под вывеской освобождения, просто глупо. Это имитация, а не освобождение»[9].
И далее, Ошо констатирует:
«Женское освободительное движение – это нечто отвратительное, и я знаю, что ответственность за его появление лежит на шовинистах-мужчинах»[10].
Ошо подчеркивает: женщина находится в большей гармонии с природой[11], она более чувствительна к происходящему, ее мысли и чувства исходят от сердца.
И здесь мы можем увидеть явные параллели с последователями тантры:
«Сознание женщины иного рода: она воспринимает явления, тогда как мужчина действует на ощупь. Женщина чувствует окружающие обстоятельства и возможности, с ними связанные, на что мужчина практически не способен. Вот почему мир женщины кажется ему принадлежностью космической бесконечности. Сверхчувственность и мудрость женщины — удивительные импульсы ее интуиции — выходят за рамки интеллектуального знания... Женщина и все, что с ней связано, кажется мужчине упоительно странным и является частью его Вселенной, ожидающей своего воплощения»[12].
«Всякая женщина есть Шакти» – учит тантризм. Возможно, именно этими соображениями руководствуется Ошо, когда говорит: «женщину нужно любить, а не понимать». Преклоняясь перед ней, будь она молодой или старой, Ошо поет гимн, по сути, не женщине как таковой. В облике женщины он восхваляет Богиню – и в этом его глубокая связь с тантризмом.
Ошо постоянно напоминает о том, что мужчина и женщина – это лишь две половинки единого целого, лишь в сближении этих противоположностей имеет место благословение, или безграничное блаженство[13]. Женское в учении Ошо немыслимо без мужского, оба пола равнозначны, хотя и противоположны по своим полюсам. И хотя женщине в беседах Ошо отведено немало места, речь идет лишь о ее внешних (психологических и физиологических) атрибутах и внешней модели поведения, нежели о духовности и сакральных характеристиках.
Ошо утверждает: женская природа по своим достоинствам ничуть не ниже мужской, она другая. Однако за восхвалением женщины прячется совсем иное, а именно – безразличие к женской сакральности. Понятие священного теряет свой смысл в учении Ошо; на место священного приходит гармония – именно к ней стремятся последователи учения. В результате женская природа обезличивается, и ключ к спасению женщины не может быть найден в таких «традиционных» вещах, как, например, институт брака.