KIKBOXER написал(а):Анжел, Вы меня с Максимом перепутали
В том смысле, что его цитату поместила,как Вашу? А как такое может быть? И что бы это значило?
Я нашла,на мой взгляд, тоже весьма интересную интерпретацию некоторых моментов,касающихся вопроса о грехопадении:
" И вот здесь есть место для улыбки.
Первая улыбка в Библии это слова: «увидели, что они наги». Дело в том, что в еврейском языке это откровенная игра слов: арум – мудрый и эрум – голый. А, учитывая, что еврейский язык консонансный, пишутся только согласные буквы, а гласные не пишутся, то по написанию это полные омоними: рм. Соответственно, люди хотели стать аруми – мудрецами, стали эруми – голышами.
Для еврейского читателя здесь повод улыбнуться.
Вторая улыбка вот здесь. Адам прячется от Бога под кустом. Да, Адам, великую мудрость нашептал тебе змей. Только великие посвященные, в тридцать третьей степени посвящения могут такое знать: от Бога под кустами прячутся – там тебя точно не найдут. Великая мудрость, конечно.
То есть, понимаете, в Адаме начинается раскол. Ириней Лионский говорил, что смерть есть раскол. И вот раскол начинается сразу.
Раскол между людьми: они чувствуют друг друга чужими. Это очень интересно. Дело в том, что часто кажется, что совместно совершенный грех объединяет. – На самом деле разделяет. В старой монашеской книге, в Патерике, есть такая история. Монах раз в неделю приходил из своего скита.
А кстати, слово «скит» знаете, что означает? Можете догадаться или нет? Нет, скит это не скитание. Дам подсказку: это вообще не славянское слово, оно египетское: шехит, не шахид, хотя может быть, здесь есть связь. Шехит – взвешивание сердца, это означает. То есть место, где взвешивается сердце. Это название местности в Египте.
Так вот из своего скита этот египетский монах, раз в месяц приходил в деревню; и там менял свои корзины, которые плел, на хлеб. Приходит он однажды, а хозяйка дома одна, муж уехал. И тут у него начинается борение, и он начинает приставать к этой хозяйке: ну давай быстренько, там, пока мужа нет. Женщина оказывается более твердой в вере и в заповедях, чем этот монах, и она отнекивается, но силенок-то у нее мало, а монах-то крепкий, и она так, сяк, да вообще там месячные, то, се, пятое-десятое, пробует уклониться, а он, зараза, все пристает. И тут в решающую минуту действительно появляется муж. Из окна видно далеко, ну конечно весь пыл у монаха проходит, все нормально. И тут эта женщина говорит монаху. Ну, вот видишь, как хорошо, что я тебе не поддалась, а ведь иначе мы бы уже совершили грех и сидели бы порознь.
Вот этот вот последний кусочек фразы, он особенно драгоценен. Это очень точно, что совершенный грех, действительно, не соединяет, а скорее разделяет людей, и на примере Адама и Евы это как раз очень хорошо было видно.
Хотя вновь говорю, грех их совсем не был в том, что они вступили в какие-то сексуальные отношения. Не в этом грех, никак.
Затем второй раскол: в отношениях с Богом, Бог кажется чем-то чужим.
И третий раскол: в отношениях с самим собой. Разум и чувства разошлись настолько, что, повинуясь своим чувствам, Адам становится способен на очень странные поступки – вот от Бога под стул прячется.
Вот Господь обращается: Адам, где ты? И затем говорит Адаму: почему ты там под кустами? - Я прячусь, потому что я наг. Бог спрашивает: а кто тебе сказал, что ты наг? Вот тут вот и выясняется, что произошло.
Заметьте, Бог не обвиняет Адама, Он дает ему шанс рассказать, покаяться. Адам отказывается от этого шанса.
Его ответ следующий: Жена, которую Ты мне дал, она мне дала, и я ел. Вот первый стукач в истории. При этом поражает сама психология Адама. То есть такое ощущение, что он не имеет права сказать «нет»: раз сделали предложение, обязательно надо согласиться.
Бог обращается к Еве, та сваливает на змея: змей мне дал, я ела. Со змеем Бог не разговаривает.
Обратите внимание. Бог начинает свой разговор с тем, кто совершил грех после всех, и значит, менее всего виноват, а значит, ему легче покаяться и дать другим пример покаяния. Но этого не происходит.
Со змеем Бог не разговаривает, их отношения уже задолго до этой истории выяснены, там покаяния быть не может.
Вот после этого уже и следует приговор.
Обращаясь к мужу, Господь говорит, что «в поте лица твоего будешь возделывать землю». Вот теперь появляется этот труд. Грех был в том, что человек от труда отказался, а теперь придется работать.
К жене – сугубое наказание: «в муках будешь рожать своих детей», и, тем не менее: «к мужу будет влечение твое, а он будет господствовать над тобой».
И, наконец, завершается этот рассказ эпизодом, который в богословии называется Протоевангелием, первым Евангелием. Будет сказано Адаму, жене, о змее будет сказано, что семя жены будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. Это сказано змею о семени жены.
У жены нет семени, поэтому это воспринимается, как пророчество о девственном рождении Христа без земного отца. Соответственно, отношения семени жены и змия именно такими и оказываются. Христос сокрушает державу Сатаны, но не без потерь со своей стороны, то есть все равно и Самому Христу пришлось искупительно пройти для этого через смерть.
Но, тем не менее, библейский рассказ о грехопадении кончается такой нотой пророчества, нотой радости, надежды и обещания. Это означает одно: Бог не отвернулся от человека, Бог умеет терпеть наши неудачи и поэтому у человека есть надежда на то, что Бог есть Любовь.
Один из смыслов, который мы выводим в целом из этого рассказа, состоит в том, что на человеке лежит ответственность за свою судьбу, за судьбу всего мироздания. «Проклята земля за тебя». Это фраза экологической ответственности человека. «Она будет возращать тебе волчцы и тернии». У человека уже нет права в отличие от язычника списать катастрофу на войну богов между собою, на какие-то дочеловеческие катастрофы в истории мироздания. Человек – ключевая точка мировой истории. И поэтому позднее уже в новозаветных посланиях будет сказано, что «вся тварь доныне мучится и стенает, ожидая откровения сынов человеческих, ибо тварь не своею волею покорилась суете, но волею покорившего ее».
То есть перед нами идет откровенная космодицея. Да, в мире жить трудно, но не мир в этом виноват. И поэтому не мир надо хулить, уничтожать, а надо преобразить самого человека, научиться быть хозяином своего сердца и своих чувств. Вот это и есть главный урок, который выносит церковь из библейского рассказа о грехопадении человека."
Отредактировано Angela (2010-08-11 10:34:28)