Набрела сегодня на, как мне видится, интересный текст.
Думаю, что он, как раз, в тему. И, пожалуй, лучше чем автор статьи, у меня написать не получится.
Поредоставляю его вашему вниманию, дорогие мои и любимые собеседники.
"Было сделано еще несколько попыток оторвать С. от чужих работ и помочь прокладывать собственную тропинку. Но все они терпели фиаско.
Я понял, что С. пал жертвой «вектора инерции» и «экспоненты».
– Инерция – это, насколько я помню, свойство тел противиться всякому изменению движения или состояния покоя. Чем больше масса, тем сильнее это свойство. Причем тут это?
Речь идет об инерции мышления. Термин «вектор инерции» замелькал в литературе последние десятилетия. Увлекшись изучением чужих работ, человек может стать их пленником. Собственная мысль мечется в огромном ворохе накопленной информации, не находит своего собственного пути и сбивается на один из известных, протоптанных.
Вот альпинист с очень тяжелым рюкзаком быстро спускается по крутой тропе вниз. Рюкзак не позволяет ему ни резко свернуть с тропы, чтобы насладиться ароматом: и красотой цветущей горной лилии, ни остановиться, чтобы поднять красивый камень. Он увлекает его вниз и только! по проторенной тропе.
Нечто подобное произошло с С. Тяжелейший «рюкзак» с накопленной информацией волочил его все три года по хоженым тропам.
– Значит, было бы лучше, если бы С. вообще не изучал чужие работы? Так?
– Нет. Не так. Изучать обязательно надо. Но не становиться их рабом. Надо «вектору» чужих мыслей противопоставить «вектор» собственных мыслей. В этом единоборстве двух векторов, известного и нового, – сущность всякого творчества.
С. слишком увлекся набивкой в «рюкзак» чужих мыслей и все откладывал добавку своих собственных. Когда спохватился, то было уже поздно: тяжелый рюкзак поволок его не туда, куда и он, и я хотели.
– Как же стимулировать этот «вектор» собственных мыслей? От чего он зависит?
– В ответ могу лишь сослаться на моего коллегу, профессора Л.И. Филиппова. Он выдвинул любопытную и, конечно, спорную гипотезу о десяти главных составляющих творчества личности (Т), объединив их в виде формулы. Но в ней я не нашел нашего «вектора инерции» и дополнил формулу последним множителем. Вот что получилось:
Т = (З + Сс) {(Л + Н + В)НсЭ + log Ск}√ПФ(1 – И).
Обозначения следующие:
3 – Знания. Без них немыслим любой творческий процесс;
Сс – Способность к самообразованию. Знания стареют и обесцениваются, их необходимо обновлять;
Л – Любознательность. Невознаграждаемое стремление к получению знаний;
Н – Наблюдательность. Внимательное восприятие окружающего без разделения на важное и «мелочи»;
В – Воображение. Умение выдвинуть идею на основе имеющихся знаний;
Нс – Настойчивость. Упорство в преодолении трудностей и препятствий на пути к новому;
Э – Энтузиазм. Стремление к творчеству. Если любознательность часто созерцательна, то энтузиазм активен, целеустремлен;
Ск – Скептицизм. Критическое отношение к гипотезам, идеям, теориям, направленное не на отрицание, как некоторые считают, а на их проверку;
П – Память. Оперативные знания, которыми личность может пользоваться, не обращаясь к записям, к книгам;
Ф – Физическое здоровье. Необходимый минимум биологической регуляции, обеспечивающий интеллектуальную активность личности;
И – Вектор инерции. Сила, увлекающая личность по «хоженым тропам». Лежит в пределах О ≤ И ≤ 1.
При И = 0 последний множитель исчезает. При И = 1 вектор полностью управляет личностью, творчество исчезает. Вот это последнее и произошло с аспирантом С.
– Так как же определить меру? Сколько набирать чужих мыслей? Когда остановиться?
– Тут единого рецепта нет и, по-видимому, не может быть. Сделать сегодня даже небольшой шаг в науке и технике, не зная состояния вопроса, не зная фундаментальных работ в избранной области (за исключением отдельных редчайших случаев), невозможно.
Из всего потока информации, который нам подбрасывает «экспонента», нужно брать самое существенное.
– Как же угадать, что существенное, а что нет?
– Здесь часто помогает системный подход. Важно все время иметь в виду требуемый конечный результат. Просматривая чужую работу, сразу оценивать, делает ли она заметный шаг к решению или только уточняет мелкие детали."
http://n-t.ru/ri/pt/lb071.htm
Отредактировано Hloy (2011-05-01 23:01:26)