Следующий отрывок из недавней публикации
Дэвида Бома, одного из главных оппонентов копенгагенской трактовки,
красноречиво свидетельствует об этом:
"Возникает новое представление о неразрывном единстве,
отрицающее классические понятия о том, что мир можно
разложить на самостоятельные, не зависящие друг от друга
части... Общепринятые классические понятия о том, что
фундаментальной реальностью являются именно эти независимые
"элементарные составные части" мира и что самые
разнообразные системы возникают вследствие различных
соединений и взаиморасположений этих частей, превращаются в
свою противоположность, что неделимое квантовое единство
всей Вселенной является наиболее фундаментальной
реальностью, а эти относительно независимые составные
части - только лишь частные единичные формы внутри этого
единства" [5, 96].
Итак, на уровне атома твердые материальные объекты классической физики
превращаются в вероятностные схемы, которые, к тому же, отражают не столько
вероятности вещей, сколько вероятности соединений между ними. Квантовая
теория заставляет нас взглянуть на мир не как на коллекцию физических
объектов, а как на сложную сеть взаимоотношений различных частей единого
целого. И в то же время именно так всегда воспринимали мир восточные
мистики, и высказывания некоторых из них почти полностью совпадают со
словами атомных физиков. Вот два примера:
"Материальный объект превращается в нечто отличное от
того, что мы видим перед собой в настоящий момент, это не
самостоятельный объект на фоне или в окружении остальной
природы, а неотъемлемая часть и сложное проявление единства
всего того, что мы видим" [3,993].
"Вещи получают свое существование и свою природу посредством
взаимозависимости и не являются ничем сами по себе" [59, 138].
Если эти утверждения могут служить образцом того, какой представляется
природа восточным мистикам, то два следующих утверждения, сделанных атомными
физиками, могут рассматриваться в качестве точного описания мистического
мировосприятия:
"Любая элементарная частица - это не независимая
неразложимая на части единица. В сущности, это набор
отношений, связывающих частицу с внешним миром" [70, 1310].
"Таким образом, мир предстает перед нами в качестве сложной ткани из
различных событий, в которой соединения различных типов чередуются,
накладываются друг на друга или сочетаются, определяя таким образом
структуру целого" [34, 107].
Образ переплетенной космической сети, порожденной исследованиями
современной атомной физики, широко использовался на Востоке для того, чтобы
охарактеризовать мистическое восприятие природы. Для индуистов Брахман - это
основная нить космической сети, конечная основа всего сущего:
"Тот, вокруг кого сплетаются небо, земля и атмосфера,
И ветер, с дыханием всего живого.
Его лишь знай как единственную Душу".
"Мундака Упанишада", 2. 2. 5.
В буддизме образ космической сети играет еще более важную роль.
Основное содержание "Аватамсакасутры" (см. гл. 6) - описание мира как
совершенной сети взаимоотношений, в которой все вещи и явления
взаимодействуют друг с другом бесконечно сложным образом. Буддизм Махаяны
располагает большим количеством притч и сравнений, иллюстрирующих эту
вселенскую взаимосвязанность, некоторые из которых мы будем обсуждать в
дальнейшем в связи с релятивистской версией "философии сети" в современной
физике.. И наконец, космическая сеть играет главную роль о тантрическом
буддизме, одно из течений Махаяны, возникшем в Индии примерно в третьем веке
н. э. и представляющем собой основную школу тибетского буддизма на данный
момент. Сочинения этой школы называются тантрами (санскритский корень этого
слова означает "ткать"). Это название должно указывать на
взаимопереплетенность и взаимозависимость всех вещей и явлений.
В восточном мистицизме эта вселенская взаимопереплетенность всегда
включает и человека-наблюдателя вместе с его сознанием, и то же самое можно
сказать об атомной физике. На уровне атома "объекты" могут быть поняты
только в терминах взаимодействия между процессами подготовки и наблюдения.
Конечным звеном цепочки всегда будет человеческое сознание. Измерения - это
такие взаимодействия, которые порождают определенные "ощущения" в нашем
сознании - например, зрительное ощущение вспышки света или темного пятнышка
на фотографической пластинке - а законы атомной физики говорят нам, с какой
вероятностью будет атомный объект порождать определенное ощущение если мы
позволим ему взаимодействовать с нами. "Естественные науки, - говорит
Гейзенберг, - не просто описывают и объясняют явления природы; это часть
нашего взаимодействия с природой" [34, 81].
Определяющей чертой атомной физики является то, что человек-наблюдатель
необходим не только для того, чтобы наблюдать свойства объекта, но и для
того, чтобы дать определение самим этим свойствам. В атомной физике мы не
можем говорить о свойствах объекта как таковых. Они имеют значение только в
контексте взаимодействия объекта с наблюдателем. По словам Гейзенберга, "то,
с чем мы имеем дело при наблюдении, это не сама природа, но природа,
доступная нашему методу задавать вопросы" [34, 58]. Наблюдатель решает,
каким образом он будет осуществлять измерения, и в зависимости от его
решения получают характеристику свойства наблюдаемого объекта. Если
эксперимент проводится по-другому, то свойства наблюдаемого объекта тоже
изменяются.
Приведем несложный пример с субатомной частицей. Наблюдая такую
частицу, можно захотеть измерить, среди других свойств, положение частицы и
ее импульс (величину, определяющуюся произведением массы частицы на ее
скорость). В следующей главе мы увидим, что один из важных законов квантовой
теории, принцип неопределенности Гейзенберга, свидетельствует, что эти две
величины не могут быть одновременно измерены с одинаковой точностью. Мы
можем или получить точные сведения о местонахождении частицы и при этом не
знать ничего о ее импульсе (а следовательно, и скорости), или наоборот: либо
же обе величины будут охарактеризованы грубо и неопределенно. Важным
моментом является то, что это ограничение не имеет никакого отношения к
несовершенству наших измерительных приборов. Это принципиальное ограничение,
обусловленное самой природой атомной действительности. Если мы собираемся
точно определить местонахождение частицы, она просто НЕ ИМЕЕТ определенного
импульса, а если мы хотим измерить импульс, она не имеет точного
местонахождения.
Следовательно, в атомной физике ученый не может играть роль стороннего
наблюдателя, он обречен быть частью наблюдаемого им мира до такой степени,
что он сам воздействует на свойства наблюдаемых объектов. Джон Уилер
считает, что активное участие наблюдателя - самая важная особенность
квантовой теории, и предлагает поэтому заменить слово "наблюдатель" словом
"участник". http://bookz.ru/authors/frit_of-kapra/d … izpic.html
Отредактировано Hloy (2011-04-04 00:55:49)