Как мы уже говорили, в каждом нормальном человеке есть Программа. Эта программа содержит в себе способность к обучению, но эта способность очень ограничена.
Это так же как в Экселе – в таблице по учету заказов, в колонке с названием клиентов, когда начинаешь при записи нового заказа писать имя уже существующего клиента, Эксель после ввода уже первых двух-трех символов может сам вставить полное имя клиента, состоящее из нескольких слов. Эсель на это способен, потому что в эту программу вложена способность запоминать уже использовавшиеся в колонке словосочетания, для быстрого ввода повторяющихся словосочетаний. И в то же время Эксель не может научиться редактировать фотографии так, как это может сделать Фотошоп. Для того чтобы Эксель приобрел такую способность, необходимо произвести фундаментальные изменения на программном уровне. Т.е. необходимо чтобы программист переделал основу этой программы, сам программный код, добавив в него такие программные модули, которых в нем никогда не было. Таким образом Эксель не способен научиться работать как Фотошоп в процессе своей привычной работы. Программа не содержит способности к такому обучению.
Точно также и человек со своей Программой, со своим характером, имеет значительные ограничения в своем обучении, в своем развитии, и соответственно в своей способности достигать какие-то цели.
Например, в ходе своей привычной жизнедеятельности человек может научиться забивать гвозди. Человек, попытавшись забить гвоздь традиционным методом в дубовую доску, может столкнуться с тем, что гвозди не забиваются – каждый гвоздь сгибается. Тогда человек может подумать, исходя из собственного опыта и проводя аналогии с уже имеющимся у него опытом, или может спросить совета у человека более опытного в забивании гвоздей. И тогда он легко и очень быстро может научиться забивать гвозди в дубовую доску. Достаточно будет сказать этому человеку всего одну фразу – "смажь гвоздь салидолом" (это такая густая смазка).
Это то обучение, способность к которому содержится в Программе нормального человека. Но если сказать человеку фразу типа "Не будь жадным, ты не сможешь забрать свое богатство с собой в могилу", или "Не бывает поступков плохих или хороших, есть только Закон причины и следствия", то поведение нормального человека вряд ли станет другим. Необходимо помочь человеку достичь Знания некоторых вещей, разбудить этого человека, вытащить его из привычного потока жизни, в котором он плывет, поддаваясь течению и ничего не решая и ничего не выбирая.
Плывя по течению большинство людей не способны выйти за рамки привычек, за рамки своего характера, своей личности. Более того, Программа каждого нормально человека содержит в себе различные защитные механизмы, единственное назначение которых – препятствование разрушению Программы. Путь к Свободе неизбежно ведет к разрушению Программы, к разрушению того, что мы обычно называем личностью. Один из таких защитных механизмов – это страх, личность боится умереть. Но мы не являемся личностями по своей сути, по своей природе. Личность – это нечто искусственно созданное – это продукт разума. Личность создается и изменяется разумом. Когда мы достигаем Знания каких-то вещей, и это Знание не вписывается в привычную картину мира, нашей личности наносится урон, разрушаются некоторые из привычек восприятия. А ведь именно из привычек состоит личность. И тогда разум вносит некоторые изменения в картину мира, вносит изменения в личность – и человек меняется, становится другим. Так происходит развитие, так человек идет к Свободе.
Каждому такому шагу, каждому такому изменению сопутствует упомянутый страх. Личность чувствует угрозу своему существованию. Если человек попытается как-то сформулировать свой этот страх, выразить его словами, то разум может дать человеку примерно такую формулировку – "Я не знаю, к чему могут привести подобные изменения. Я не знаю, куда ведет этот путь. А вдруг я сойду с ума, или погибну…". И в то же время тело (не разум) человека чувствует, что это путь к Свободе, к Целостности, что каждый новый шаг этого пути расширяет возможности, раздвигает рамки ограничений. Поэтому одновременно со страхом возникает и желание, растет интерес, включается жажда Знания. И в начале этого пути люди каким-то образом разделяются на две категории – на тех, кто поддается страху, и на тех, кто следует за своим стремлением к Свободе, поддается жажде Знания.
При этом человек не выбирает - пойти по пути Знания, или по прежнему плыть по течению. Человек по какой-то причине поддается одному, или другому чувству (желанию). А разум, в зависимости от того какому чувству поддался человек, дает человеку оправдание/обоснование его шагу. В первом случае у человека возникает формулировка типа "Ммм… Нет, меня не устраивает то, какой я есть сейчас. Я осознаю, что я – робот. Я не живу, а существую. Так что мне нечего терять. Я рискну…". Во втором случае – "Ммм… Нет, я не знаю к чему все это приведет. Все это так сложно... И так стрёмно… Я не готов. На данном этапе для меня этот путь не приемлем."