Muhsin написал написал(а):Только под вещью скорее понимается кантовское ding an sich, как "вещь-в-себе", или подлинная суть (сущность) того, что ЕСТЬ (а не то, как мы это понимаем или видим, или чувствуем, или представляем).
Ну что же, перечитаю Критику чистого разума. Прошло немногим больше года, как я вела полемику в одной из групп ОК, в которой Вы тоже участвовали. Это была группа моего виртуального друга Карины Мусаэлян, с которой я продолжаю с большим удовольствием поддерживать отношения. Кстати, всем рекомендую прочесть её книгу, которая вышла под псевдонимом Карины Аручеан " Полководец Соня или в поисках земли обетованной".
А Канта с удовольствием перечитаю, видимо пришло время. Сейчас она передо мной. Вот несколько цитат :
" Рассудок можно вообще представить как способность составлять суждения."
" Разум ограничивает рассудок применением в опыте."
"Но применение в опыте не выполняет всего назначения разума. Каждый отдельный опыт есть только часть всей сферы опыта, но само абсолютное целое всего возможного опыта не есть опыт. Это составляет проблему для разума"
" Для одного лишь представления об этой проблеме разуму требуются совершенно иные понятия, чем те чистые рассудочные понятия (или категории), применение которых только имманентно,т.е. направлено на опыт, поскольку он может быть дан."
"Понятия же разума имеют в виду полноту, т.е собирательное единство всего возможного опыта; тем самым они выходят за пределы всякого данного опыта и становятся трансцендентными"
" Как рассудок нуждается для опыта в категориях, так разум содержит в себе основание для идей, а под идеями я разумею необходимые полнятия, предмет которых тем не менее не может быть дан ни в каком опыте."
"Идеи - Бог, душа, мир, " вещь в себе"."
Идеи никогда не могут быть даны в опыте, и их положения никогда не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты опытом."
""Опыт" - это продукт "рассудка" из материалов "чувственности"".
" Умопостигаемый мир" - мир ноуменов ( noumena ), мир вещей в себе (Ding-an-sich) - суть не что иное, как представления о некоей задаче, предмет которой, конечно, возможен, но решение которой - согласно природе нашего рассудка - совершенно невозможно ( выделено не мной): наш рассудок есть способность не созерцания, а только соединения данных созерцаний в опыт.
"Быть опровергнутым - этого опасаться нечего; опасаться следует другого - быть непонятым."
" Название этой науки - метафизика - само уже указывает на род познания, к которому стремятся в ней. Посредством ее желают выйти за пределы всех предметов возможного опыта (trans physicam), чтобы, если можно, познать то, что никак не может быть предметом опыта..."
"Наконец, что касается ясности, то читатель имеет право требовать прежде всего дискурсивной (логической) ясности посредством понятий, а затем также интуитивной (эстетической) ясности посредством созерцаний, т.е. примеров или других пояснений in concreto. " ( выделено не мной).
"Метафизика, выраженная в понятиях, которые мы здесь дадим, – единственная из всех наук, имеющая право рассчитывать за короткое время при незначительных, но объединенных усилиях достигнуть такого успеха, что потомству останется только все согласовать со своими целями на дидактический манер без малейшего расширения содержания. Ведь это есть не что иное, как систематизированный инвентарь всего, чем мы располагаем благодаря чистому разуму. Здесь ничто не может ускользнуть от нас, так как то, что разум всецело создает из самого себя, не может быть скрыто, а обнаруживается самим разумом, как только найден общий принцип того, что им создано. Полное единство такого рода знаний, а именно знаний исключительно из чистых понятий, делает эту безусловную полноту не только возможной, но и необходимой, при этом опыт или хотя бы частное созерцание, которое должно было бы вести к определенному опыту, не в состоянии повлиять на их расширение и умножение. Tecum habita et noris, quam sit tibi curta supellex (Persius)"
Эти цитаты я набирала вручную. Если есть ошибки - они мои.
"Рассуждай токмо о том, о чем понятия твои тебе сие дозволяют.
Так: не зная законов языка ирокезского, можешь ли ты делать такое суждение по сему предмету, которое не было бы неосновательно глупо?"
Козьма ПРУТКОВ.
Стыдно, должно быть, но так и не смогла прочесть это совместное творение до конца. Несколько попыток так и не увенчались успехом.
Отредактировано Hloy (2010-09-20 00:21:35)