Туле, фрагмент карты Oле Магнуса, 1539 Туле, или Фула (греч. Θούλη, лат. Thule), - мистическое царство, легендарный остров на севере Европы, описанный греческим путешественником Пифеем в его сочинении "Об... Туле.
ДРЁМА-ЛЕНД
By a route obscure and lonely,
Haunted by ill angels only,
Where an Eidolon, named NIGHT,
On a black throne reigns upright,
I have reached these lands but newly
From an ultimate dim Thule -
From a wild clime that lieth, sublime,
Out of SPACE - out of TIME.
Путем безвидным и пустынным,
Который ангелам в страдании лишь открыт,
Где Божество, чье имя НОЧЬ,
На троне черном правит справедливо,
Я сих краёв достиг, но стал иным,
Вступив в неочевидные пределы Ультима Туле –
Страны исконной, что покоится столь царственно
Вне ПРОСТРАНСТВА – вне ВРЕМЕНИ.
Dreamland Эдгара Аллана По – это никакая не “страна снов”.
В толковом словаре A.S.Hornby читаем: Dreamland – region outside the laws of nature, as experienced in sleep or in the imagination, то есть “сфера за пределами действия законов природы, как это бывает, например, во сне или воображении”. А где еще действуют иные законы мироздания кроме мира снов и воспоминаний?
Нарратор сообщает, что достиг легендарной Туле – земли, которая, как считали в древности, была одним из островов архипелага Перия, лежащего за северными морями на самом краю Земли. Причем время от времени Туле то появлялась в нашем мире, то вновь исчезала. Дальше за ней – целиком вне пределов земного мира – находилась Гиперборея, за которой в свою очередь покоилась Гелиодея – необъятный материк неподвижного солнца. О Гелиодее нам поведал Пифагор, узнавший о ней от жрецов Саиса – древней столицы Египта.
В пифагорейской географии Туле венчала собой “полюс живой жизни”. Первую букву ее названия – греческую T (тау) – пифагорейцы считали символом жизни, в противоположность которой буква Θ (тета) служила им эмблемой смерти. Правда, в античности смерть понималась в ином, нежели сейчас, смысле: “нет смерти в природе. Угасание какой-либо данности есть погружение в другую матку, растворение первого рождения и становление новой натуры”, как сказал об этом Парацельс.
ВНЕ ПРОСТРАНСТВА
В рукописи стихотворения Dreamland три слова (и только они!) выделены Эдгаром Алланом По прописными буквами – NIGHT, SPACE, TIME (Ночь, Пространство, Время). Вместе они образуют треугольник, в основании которого лежат соединенные дефисом “Пространство” и “Время”, а вершину обозначает слово “Ночь”.
Выше мы уже имели возможность убедиться в том, сколь большую роль могут играть первые буквы слов. В данном случае – это N, S, T.
N – знак Норда. Оппозицию ему составляет Зюйд (знак S). Актуализация Норда в стихотворении соотнесена со страданием, ангелами, женским божеством, Ночью и путем, ведущим в “неочевидные пределы Ультима Туле”. Югу в стихотворении соответствует Пространство или, точнее, географическое пространство Земли.
N и S, Nord и Sьd, Север и Юг. Night и Space, Ночь и Пространство. Если такая расшифровка верна, планета Земля представляет собой некий пространственный объект, по отношению к Туле целиком расположенный на Юге, причем Туле венчает собой отнюдь не географический Северный полюс Земли, а некий иной “полюс живой жизни”. Но где же тогда находится истинный полюс, где искать Абсолютный Норд?
Знаменитый английский космограф, географ, картограф, астролог, алхимик, политик Джон Ди утверждал, что Земля есть двойная звезда. Как, скажите на милость, следует относиться к утверждениям подобного рода с позиций сегодняшних знаний об устройстве Вселенной? Видимо, как к курьезу. И тем не менее…
Ультима Туле – запредельна во всех смыслах. Путь в нее пролегает через Норд и то открывается на короткое время, то делается вновь недоступным. В новейшей истории ничего подобного, похоже, не случалось, если, конечно, не принимать в расчет рассказы об арктических миражах типа Земли Санникова, возникающей и исчезающей невесть откуда и куда. Ну, а все-таки, что если… Что, если Туле – это пограничная область, где периодически соприкасаются два тела Земли – двойной звезды, тайну которой раскрыл Джон Ди: тело видимое и тело невидимое? Тогда одно из них – это доступная нашему восприятию, “видимая” Земля, известная как подлунное царство; второе тело – царство подсолнечное, мифическая Гелиодея, Земля Неподвижного Солнца!
В герметике символом Солнца служит окружность, в центре которой обозначена точка, именуемая Истинной Землей. На экзотерическом уровне считается, что это символизирует движение Солнца по круговой орбите вокруг Земли, на чем основана геоцентрическая система мироздания, утверждающая, что “Земля есть посреде округов небесных, яко точка во окружальном колеси”, как записано в старославянском тексте “Козмографии” 1670 года издания. Однако у данного солярного знака есть и другая трактовка, буквальная: Истинная Земля находится внутри неподвижного Солнца, в самом его центре! (Речь здесь идет о Солнце как центре нашей солнечной системы, вопрос об “истинном животворном Солнце”, которое светит в Гелиодее и играет фиолетовыми отблесками Северного Сияния, сейчас не рассматривается).
Другими словами, герметическая традиция кроме тайн нашей “видимой” Земли знает тайну еще одной Земли – “невидимой”, или Истинной Земли: Земли, “одетой в Солнце” и поэтому являющейся именно звездой, а не планетой. Точнее двойной звездой, которая неким парадоксальным, с точки зрения физического восприятия, образом включает в себя нашу “видимую” Землю. Принцип двойной звезды снимает противоречие между гео- и гелиоцентрической системами: они верны сразу обе и взаимодополняют друг друга; к тому же и та, и другая дают совершенно правильные описания траекторий движения небесных тел вне зависимости от выбора центра Вселенной. Но раз это так, а не иначе, почему тогда Земля не может быть двойной звездой, являющейся двойным центром Вселенной? Ведь, строго говоря, это утверждение ничему кроме особенностей нашего физического восприятия не противоречит и, по меньшей мере с математической точки зрения, является истинным!
Джон Ди был учеником Герхарда Меркатора, одного из самых известных космографов и картографов мира. Меркатор впервые в истории картографии назвал собрание географических карт “Атласом”, поместив на его фронтисписе весьма необычное изображение этого титана, который в наказание за бунт против Зевса должен вечно держать небесный свод на своих плечах. У Меркатора Атлас занят совсем другим делом: он вращает земной шар, держа в руках циркуль – инструмент, означающий понимание мировых законов и умение применять их на практике. У ног титана, мирно покоится второй земной шар гораздо больших размеров, чем первый.
Взгляды Герхарда Меркатора на устройство Вселенной, судя по всему, совпадали с точкой зрения его друга Джона Ди. А иначе зачем бы этому знаменитому космографу понадобилось менять символику древнего космогонического мифа? К слову сказать, за свои взгляды друзья едва не поплатились жизнью: святая инквизиция обвинила обоих в занятиях черной магией и других нехороших делах. От костра они спаслись, но фламандцу Жерару де-Кремеру пришлось спешно покинуть родину и искать спасения у германских протестантов, взяв себе новое имя “Меркатор” (“купец” по-латыни), которое, собственно, и было затем вписано в историю человечества золотыми буквами. А Джон Ди лишился своей уникальной библиотеки. Правда, потом – уже после его смерти – “чудесным образом” были обретены около 3000 “сгоревших” томов, то есть книги, собранные Джоном Ди со всего света и каждая из которых стоила целое состояние, не столько жгли, сколько… тырили!