КАК И ПОЧЕМУ ВОЗНИК МАТЕРИАЛЬНЫЙ МИР ( в метафизических категориях)
ОБЩАЯ СХЕМА
1) Равновесное,непроявленное состояние материи.
« В начале сотворил БОГ небо и землю.Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и ДУХ БОЖИЙ носился над водою»- «Книга Бытия».
Под «небом» и «землёю» вполне могут подразумеваться духовный и материальный миры.На санскрите духовный мир называется паравьйома, что значит «высшее небо».А «нейтральная полоса», пролегающая между духовным и материальным мирами,называется Карана-самудра, или «Причинным океаном».Господь в образе Маха- Вишну возлежит на водах этого океана (…и ДУХ БОЖИЙ носился над водою»).
2)Оттуда Господь бросает взгляд на « безвидную землю» - дремлющую,недифференцированную, непроявленную материальную энергию.Взгляд Бога, иначе говоря,его желание дать возможность душам реализовать себя, реализовать своё право на «независимость» от БОГА.Поэтому материальный мир- творение совершенного БОГА – несовершенен: в его основе лежит ложное желание души обрести независимость.
Взгляд БОГА на материальную энергию,насыщенный творческой силой, является первым и самым главным этапом творения, запускающим все остальные процессы. На самом деле взгляд,выводящий из равновесия материальную энергию, - это особая сила, которую мы,люди, называем временем.Время – это проявление воли Бога в материальном мире.Мудрец Капила говорит, что время – это причина страха в сердцах всех живых существ.Кладя всему конец, время напоминает живым существам в этом мире о Боге.
3) Одновременно со взглядом Бога души с их нереализованными желаниями и накопленной прошлой кармой как семена вводятся в лоно материальной природы.Эти обусловленные души дремали в теле Маха- Вишну со времени предыдущего цикла творения.
4)Оплодотворённая взглядом Бога, непроявленная материя превращается в практити, то есть переходит в проявленное состояние.
5) Из практити возникает махат-таттва, вселенский разум, или совокупное сознание.
6) Махат – таттва порождает ложное эго, аханкару, наделённую тремя энергиями.
7) Из ложного эго в саттва-гуне появляются ум ( манас) и прото-деваты, божества, управляющие чувствами.
8) Из ложного эго в раджо-гуне появляются способность к различению( буддхи,или, условно говоря, интеллект), а также органы чувств ( пять органов познания и пять органов действия) и пять потоков жизненного воздуха ( праны).
9) Из ложного эго в тамо-гуне появляются пять тонких объектов чувств ( звук,осязаемость,форма,вкус и запах), которые, в свою очередь, порождают соответствующие пять грубых первоэлементов, или стихий: эфир ( материальное пространство), воздух,воду и землю.
Ложное эго наделено тремя видами энергий.Гьяна-шакти, или энергия познания, побуждаемая временем, порождает прото-деват, прообразы тонких сил природы, управляющими органами чувств.Крия –шакти, творческая энергия, под влиянием времени порождает органы чувств.А дравья- шакти, вещественная энергия, порождает тонкие объекты восприятия и пять грубых первоэлементов.- носителей объектов восприятия.Первым появляется звук, который порождает эфир, или материальное пространство.Иначе говоря, все предыдущие этапы творения происходили вне материального пространства.Пространство, или эфир- это сцена, на которой разворачивается все последующие события в материальном мире.Пространство – это не инертная пустота.Пространство – это конкретный материальный элемент, на санскрите называемый акашей.Точно так же четыре других первоэлемента.или стихии, не следует путать с тем,, что мы обычно понимаем под воздухом, огнём,водой или землёй.Эти пять элементов суть пять состояний, в которых может находиться материя: волнообразное ( в виде вибраций в эфире), газообразное, плазменное, жидкое и твёрдое.
По статье Бхакти Вигьяна Госвами «Сотворение мира» ( журнал «108» №3 2008 )
,