Виталий написал(а):А за всем этим... мать честнАя... Воланд....
Древние гностические мотивы в романе «Мастер и Маргарита».
-близость образа Воланда гностическому «демиургу», важнейшими признаками которой являются привязанность к «видимому» миру, безграничная власть над эмпирией, «неонтологическая» сущность зла.
- В духе гностической концепции в романе характеризуется Свет: предельная «отстранённость», невозможностью объективироваться в материальном мире. Выбор, диктуемый добром, в романе, как правило, означает отказ от эмпирических благ.
- Образ Иешуа приближается к образу «гностического человека», только после смерти приобретающего «божественность».
- В романе исключается идея воскресения и преображения мира Духом, перерастая в гностическое мироотрицание и отстранённость.
- Признаком гностического мироотрицания в романе является понимание смерти как освобождения от злых пут материи, счастья и блага.
- В качестве гностического можно интерпретировать наличие в жизни героев романа «экзистенциального страха», являющегося следствием восприятия окружающего мира как «царства тьмы». Результатом такого страха является стремление подняться над миром, в рамках которого не мыслится невозможным подлинное существование.
- Следствием гностической установки на мироотрицания можно рассматривать мотив разрушения (огня) в романе.
- В образе Маргариты раскрывается идея гностического дуализма духа и плоти как абсолютно разделённых понятий; гностическим же является представление о сущности любви как исключительно духовной связи.
«Тот человек, который сию тайну неизреченного обретет и станет совершенным во всех его типах и во всех его формах, и есть человек, пребывающий в мире, но превосходит он всех ангелов и превзойдет их еще более; человек он, пребывающий в мире, но превосходит он всех архангелов и превзойдет их еще более; человек он, пребывающий в мире, но превосходит он всех тиранов и превзойдет их еще более; человек он, пребывающий в мире, но превосходит он всех господ и над всеми ими себя возвысит; человек он, пребывающий в мире, но превосходит он всех богов и над всеми ими себя возвысит; человек он, пребывающий в мире, но превосходит он все созвездия... человек он, пребывающий в мире, но восцарствует он со мной в моем царстве; человек он, пребывающий в мире, но царь он в свете; человек он, пребывающий в мире, но не от мира он» (из трактата «Pistis Sophia», ).
Из новооткрытой «Библиотеки Наг-Хаммади» (о которой ниже, § 8) М. К. Трофимова приводит следующие тексты.
«Тот, кто познал мир, нашел труп, и тот, кто нашел труп, — мир недостоин его».
«Тот, кто познал мир, нашел тело, но тот, кто нашел тело, — мир недостоин его».
«Те, кто облекся совершенным светом, — их не видят силы и не могут схватить их. Но облекутся светом в тайне, в соединении». «Когда вы познаете себя, тогда вы будете познаны и вы узнаете, что вы — дети Отца живого. Если же вы не познаете себя, тогда вы — в бедности и вы — бедность».
«Тот, кто знает все, нуждаясь в самом себе, нуждается повсюду».
«...небеса, как и земля, свернутся перед вами, и тот, кто живой от живого, не увидит смерти. Ибо Иисус сказал: Тот, кто нашел самого себя,— мир недостоин его».
Наконец, в гностических источниках (именно в указанной выше «Pistis Sophia») сам Господь говорит так: «Тот человек есть я, и я есмь тот человек... Все люди, которые обрели тайны неизъяснимого, станут соцарствовать со мной и воссядут одесную и ошую меня. И воистину я говорю вам: Все люди суть я, и я есмь они».
Наиболее точно было бы сказать, что гнозис является особой формой синтеза богопознания и самопознания, об особенности которого мы и будем говорить дальше.
Бог Ветхого Завета, давший закон Моисею, объявляется слепым в своей гордыне демиургом, не ведающим, что творит.
Закон его признаётся ложным, помехой, этому закону не подотчётны гностики - люди высшего третьего типа, устрёмлённые мимо врат слепого бога, к богу истинному, неведомому.
Библейские злодеи - от Каина до Иуды, оказываются посвященными, знавшими особую тайну гнозиса. Эдемский змей- искуситель оказывается искупителем, аналогом Христа, давшим жизнь и знание первым людям. Он - есть эпифания вечного логоса, нисходящего в царство мрака слепого демиурга.
Образ змея-искупителя является центральным для большинства гностических школ, потому давайте рассмотрим миф о грехопадении с точки зрения глубинной психологии. Здесь мы можем обрести ту точку опоры, через которую поймём экзистенцию гностического духа.
Что есть миф о грехопадении? Как и любой миф, он может быть истолкован на двух уровнях - психологии личности и психологии человечества, микрокосма и макрокосма. С психологической точки зрения, этот миф может символизировать как рождение, (принудительное "изгнание" из рая матки - состояния полной защищённости), так и наступление половой зрелости. В первом случае акцент делается на изгнании из рая, во втором - на искушении змеем.
Ещё более интересная картина получается, если рассмотреть этот миф в контексте эволюции человечества. Согласно исследованиям этнологов, ментальность первобытного человека радикально отличается от человека современного.
Первобытный человек, обладает не сознанием, а зачатком сознания, не личностью, а перспективой личности. Он находится в особом состоянии растворения в окружающем мире, где нет границы между собой и другими. Это состояние Леви Брюлль определил как "мистическое соучастие". Мы можем примерно сравнить мистическое соучастие с уровнем развития сознания ребёнка четырёх лет. Изначальный рай - состояние животной бессознательности, полной детерминированности инстинктом, где нет знания зла и смерти, а, значит, добра и жизни. И змей эволюции медленно, но верно изгонял человека из этого рая.[/size]
[size=15]Есть ещё третье значение этого мифа.Змей на древе - суть Кундалини - спящая энергия, которая находится в основании позвоночного столба. Пробуждённое Кундалини приводит к радикальному изменению сознания и переводит сознание на другой уровень. Змей есть символ той силы, которая пробуждалась в истории человечества дважды - один раз, когда наделило индивидуальным сознанием и личностью (первый эволюционный скачёк), а второй - когда у осознающего себя человека при пробуждении Кундалини появляется слияние с миром, но уже на другом эволюционном уровне.
Итак, для нас эдемский миф становится критерием, разделяющим традиционный тип религий и гностическое мировосприятия. Тоннель реальности традиционной религиозности - прост. Он на удивление похож на ментальность ребёнка - миром управляет всесильный родитель, который лично озабочен его моральным обликом, но, кроме того, всегда поможет и защитит. Всё делится на два цвета - тёмное и светлое, доброе и злое, и, конечно же, всесильный родитель, в конце концов, накажет плохих. Этот тип восприятия может варьироваться от доброго до жестокого родителя, но во всех случаях человеку остаётся роль опекаемого и послушного ребёнка.
Вселенная гностика представляет собой полную противоположность первому типу восприятия. Гностик не может верить - он знает. Вера остаётся детству, знание зрелости. В мире, - окружающем и психическом, - хозяином является Иалдабаоф - слепой творец, не ведающий, что делает.
Мир внешний - система социальной обусловленности, мир внутренний - тотальная детерминированность - с одной стороны - инстинктом, с другой - внутренними родителями. Лишь только малая часть психики, несотворённая душа, дух души, истинная экзистенция истово сопротивляется этой тотальной обусловленности.
Дух души пойман, и в отличие от слепцов низа, хорошо понимает, что пойман, его попытка к бегству есть лишь попытка, которая почти не имеет шансов, ибо настоящие союзники - высшие Боги-эоны - далеко, и отделены от него многими небесами.
Если в первом случае мы говорим о ментальности ребёнка, то во втором - речь идёт о влюблённом, который бросает вызов, семье, миру и самому Богу, чтобы получить шанс остаться со своей возлюбленной. В мире ребенка всё всегда хорошо - влюблённый же понимает, что он может как победить, так и проиграть, погибнуть. Эта борьба - лично его борьба, и только если он будет силён и бескомпромиссен в своей борьбе, его дух "утончится" в той мере, чтобы почувствовать в себе присутствие высших богов, преодолеть демиурга.
Итак, гнозис, есть познание вопреки, познание как акт мятежа. Невольно вспоминается одна из совершеннейших гностических поэм нашего века - "Путями Каина" Максимилиана Волошина: "Вначале был мятеж, мятеж был против Бога, и Бог был мятежом, и всё, что есть, родилось чрез мятеж".
Попробуем ответить на один вопрос, каждый - для себя. Каков наш главный мотив к познанию? К совершенно любому познанию, от изучения литературы, до духовных практик? Желание "соответствовать? Быть "правильным", в угоду своей внутренней мамочке, быть "хорошим"? Или, напротив, познание для вас - есть акт срывания запретного яблока, мятеж, попытка к бегству из рабства бессознательности? В первом случае вы можете перечитать всю библиотеку имени Ленина и получить самые тайные практики, но это ровным счётом ни к чему не приведёт. Только второй подход является истинно гностическим.
Если вам с помощью гностического ключа удастся сломать замок и войти в дверь, то вам откроются невообразимые, страстные экстазы. Но силе экстаза будет равна сила ужаса, тёмная сторона Познания. Ад и рай, не по отдельности, но вместе - вот суть гнозиса.
В большинстве случаев «персона»поглощает человека. Древние гностики говорили - ты можешь делать, что хочешь, но только осознавай, что ты делаешь. Персона - наш главный враг, она стремится подчинить своей универсальности нашу неповторимую индивидуальность. Она - первый страж Иалдабаофа, если говорить языком гностических метафор.
Есть одна ошибка, от которой следует предостеречь. Человек, идентифицировавшийся со своей персоной, полностью детерминирован. Но и тот, кто полностью идентифицируется с бунтом, противопоставлением, тоже оказывается предсказуем. Любое открытое противостояние чревато энантиодромией.
Гностический мятеж - не мятеж в общепринятом смысле, хотя практически каждый проходит стадию примитивного мятежа. Оружие гностического мятежа - познание. Всё, что нами познано, мы победили силою логоса. Это очень важный, ключевой момент.
"Кто познал мир - нашел труп, кто нашел труп, мир недостоин его", - сказано в одном из гностических евангелий.
Ключевое слово - познал. Убегать от мира не имеет смысла. Те, кто бежит, - просто дезертиры, а не гностики. Начав познание, большинство проиграют, сольются с познаваемым, не дойдя до высших ступеней гнозиса, но лишь тот, кто изначально устремлен к свободе, пройдет эту стадию.
Познание вопреки - вот ключевое слово гнозиса. Это - особая первая характеристика индивидуального духа гностицизма.
Но это далеко не всё.
В гностицизме огромную роль играет женское начало. Есть совершеннейшее гностическое евангелие - "Гром: совершенный ум", написанное от лица высшей женственности. Когда мы говорим о женском архетипе, почему-то все думают, что понимают друг друга. Вспомним греческие мифы. При словах "женское начало", какой божественный образ возникает в сознании каждого? Афродиты? Геи? Селены? Гекаты? Ио? Как говорится, почувствуйте разницу. Гностическая женственность отличается от каждой из этих богинь.
Первая женщина и есть Лилит - гностическая женственность. Очевидно, что её не может слышать народ, он слышит вторую - майю, умиротворяющую и усыпляющую мать, возвращающую в детство. Чтобы услышать первую - необходимо достичь достаточно высокого уровня.
Гностицизм своей сущностью всегда направлен к Лилит, она носит разные имена, но суть остаётся неизменной. Это и есть второе отличие от традиционных религий. Тот, кто принимает только первый принцип гностицизма, не уйдёт далеко - он либо отступит и вернётся к серому существованию, либо со временем превратится в пародию на себя.
Юнг всегда писал, что единожды открытую истину, нужно заново открывать каждое утро - в противном случае, со временем живая истина превратится в мёртвую догму.
Но без Лилит это невозможно. Только она даёт силу для освобождения, в противном случае живые истины через несколько лет превратятся в мёртвые формулы, повторение которых ничем не глубже заученных попугаем слов.
Лилит - высшая квинтэссенция жизни, жизнь над миром, та, над которой не властен Иалдабаоф. Но стоит опять войти в пространство Иалдабаофа, и мы оказываемся на его территории, где победить и остаться с ней невозможно.
Так, герою часто кажется, что он побеждает дракона, во имя мира, справедливости и просвещения добивается власти, положения, начинает ещё одну радикальную реформу, но и не подозревает, что он уже лишь игрушка Иалдабаофа, дракон, в которого превращался, по мере того как думал, что убивает его.
Вся борьба, весь мятеж Лилит - гностический мятеж познания. Познающий получает власть над познаваемым, но и познаваемое становится частью познающего, эту формулу не следует забывать никогда.
Это, конечно, ошибка ,что Иалдабаоф - это реальный слепой демиург, который сознательно порабощает нас и ведёт лично против нас стратегическую борьбу.
Иалдабаоф - некий закон, психическая реальность, которая может определяться по- разному, в зависимости от точки, с которой вы смотрите. Матрица, суперэго, система (в понимании контркультуры), - все эти определения, по сути, являются синонимами, хотя взгляд с разных углов позволяет впасть в иллюзию, что речь идёт о разном. Уникальность гностиков, что они были первыми, кто начал ещё не думать, но уже "чувствовать" в этом направлении.
Гностики выбирали два типа противостояния Иалдабаофу - аскеза и нарушение всех мыслимых запретов. Может показаться, что эти стратегии противоположны, но это лишь иллюзия - гностическая аскеза так же мятежна, как гностический гедонизм.
Аскезой гностик как бы бросал вызов - "я не нуждаюсь в твоих дарах, Иалдабаоф" как бы говорит он своим отказом. Это аскеза Прометея, но не Алеши Карамазова, и этот факт нельзя ни на миг забывать. Зачастую мы считаем синонимами понятия "аскезы" и "смирения", но для гностика это было далеко не так.
С другой стороны, поскольку Иалдабаоф - прежде всего бог порядка и контроля, закона Моисеева, способом борьбы с ним могло быть сознательное нарушение всех возможных запретов. Это, гедонизм, но не слепой отупляющий гедонизм, а гедонизм, сознающий, в некотором смысле, трагический гедонизм - гностик, отдаваясь всем страстям, сам оказывается как бы с ними несвязан - это нарушение ради нарушения. Цель - разрыв связи с Иалдабаофом.
Впоследствии гностические идеи были по-новому преломлены в алхимии, где было предложено третье решение - создание целостности по ту сторону добра и зла - философского камня.
"Концлагерь - это не нечто внешнее, уже родившись, мы оказываемся в концлагере. Выскользнуть оттуда - есть задача всей жизни".